Автор отзыва:
Трубы сияли, глаза участников первого брасс-батла горели. Ещё бы, такое соревнование было впервые, да и ещё между такими великими театрами: Большим и Мариинским. От Большого театра выступал Брасс-ансамбль, а от Мариинского театра Брасс-десятка. Всё это случилось в рамках VIII Международного фестиваля "BRASS DAYS" и проходило в Малом зале Московской консерватории.
Совместно с телеканалом "Россия-1" мы взяли интервью у солистов Мариинского театра Юрия Фокина (труба) и Алексея Позина (валторна).
Алексей Позин и Юрий Фокин
- Расскажите, пожалуйста про ваши медные инструменты
Юрий Фокин: - Я с этой трубой уже тридцать пять лет. Надоелооо...Но, в то же время без неё уже жить не могу. Это прекрасный инструмент, всем рекомендую, очень полезный для здоровья и для души.
Алексей Позин - У меня чуть-чуть сложнее получилось. Начинал я как скрипач. Но мой папа был горнистом и он предложил играть мне на валторне.
- А в чём особенность вашего инструмента?
АП - Все инструменты появились как древние средства связи, а не как инструменты. В старину давали знаки. А по закону физики чем больше металла, тем больше обертонов, то есть, тем более богаче звук. Эти инструменты были сигнальными рожками, потом они использовались как охотничьи рога. Великому французскому композитору Жан Батисту Люлли вдруг пришло в голову кроме своих двадцати четырёх скрипок использовать четыре валторны для сцены охоты. И так валторна закрепилась в симфоническом оркестре.
- А вы сколько играете на ней?
АП - Я играю на ней тридцать один год. У меня есть ещё и другие инструменты. В отличии от скрипки бывают и маленькие трубы. Бывают валторны меньше трубочек. они подходят для старинной музыки, где нужно поиграть тоненько и в верхнем регистре.
Как вы настроены на этот батл? Это всё-таки конкуренция между Большим и Мариинкой?
ЮФ - Во первых и без батла конкуренция между Мариинкой и Большим театром всегда существует. И любые концерты, где выступают два коллектива - всегда конкуренция. Но здесь ещё дополнительная интрига потому что брасс-батл. Поэтому мы настроены очень творчески, позитивно, потому что мы всё равно друзья с коллегами из Большого театра и, скорее всего, проигравших точно не будет, но всё равно нам это интересно. Это дополнительная интрига к нашему концерту. А может быть кто-то именно на это и придёт в зал. Потому что, ну концерт духовой музыки, пойду-ка я на батл двух рэперов. А здесь раз и батл брасс-ансаблей. О...Пойду туда".
- Какие композиции вы выбрали?
ЮФ - Большую часть программы мы будем играть оригинальные произведения, написанные специально для Брасс-десятки. Мы считаем, что это интересно, потому что ни в каком другом концерте вы эти произведения не услышите. И. конечно же, переложения классической и лёгкой музыки.
- Какие композиторы написали музыку специально для вас?
ЮФ - Специально для нас написал музыку композитор Алексей Позин. Также есть английские, голландские композиторы. Это не специально для нас написано. Это написано для этого формата брасс-десятки. И мы считаем своим долгом их исполнить, потому что нам они нравятся.
- А чем брасс-коллективы отличаются от других оркестров?
ЮФ - Это оптимальный вариант камерного ансамбля. То есть это не маленький ансамбль, но и не большой оркестр.Все голоса: сопрано, бас, тенор, баритон - в наших инструментах весь диапазон собран. Поэтому это оптимальный ансамбль и для композитора и для аранжировщика. Мы надеемся играть красками и, в то же время, всё-таки нас на сцене десять человек, а не пятьдесят.
Мы успели на сцене захватить часть репетиции, когда на сцене вы стоите все вместе.
ЮФ - Да, мы решили закочить так концерт, потому что мы дружны и нам будет очень приятно поиграть вместе.
- А что вы в конце исполняете?
ЮФ - Это из репертуара оркестра Гленна Миллера, называется "Маленькая коричневая кувшинка", джазовая композиция.
02. Владислав Лаврик - руководитель фестиваля "BRASS DAYS", трубач и дирижёр
В концерте были исполнены произведения Г.Перселла, И.-С.Баха, Г.Ф.Генделя, А.Позина, А.Гедике, Дж.Паркера, П.Масканьи, Дж.Верди,Я.Куцира, А.Пьяцоллы,Я.Гаде, Л.Сирла, К.Хазелла
03.
Было интересно, наблюдать, как коллективы постоянно сменяли друг друга. Особенно мощным получилось второе отделение. Казалось, что музыканты вошли во вкус спортивной борьбы и наслаждались творчеством во всю. Это было классно!
04.
А победила, конечно же, дружба.
05.
06.
07.
08.
09.
10.
11.
Фото: Михаил Брацило / Москультура