Автор отзыва:
Лето кончилось. Это, конечно, печально. Зато начался театральный сезон. Как же я соскучилась по театру «На Юго-Западе»! И вот сегодня они, наконец, предъявили миру первый спектакль в этом сезоне – премьеру «Маленькие трагедии».
Фирменный свет, фирменный дым, фирменная движуха на сцене, узнаваемые лаконичные декорации, отсылающие зрителей к не менее жесткому «Dostoevsky-Trip».
Все это привело к тому, что на пресс-конференции, состоявшейся после спектакля, режиссеру, Олегу Анищенко, выкатили предъяву, что он копирует Беляковича. Я не знаю, можно по-разному к этому относиться, но лично я рада, что театр сохраняет свои традиции, сохраняет стиль Валерия Романовича, которого, увы, не вернуть, и Олег Николаевич справедливо сегодня сказал, что да, на 80% это Белякович, он же мой учитель.
"Чижик-пыжик", исполненный на скрипке слепым скрипачом (Артур Хачатрян), был неподражаем.
Чудесная прическа Антона Белова ))
В целом мне спектакль понравился, очень красивая картинка, замечательная пластика, уже упомянутый мной свет, но тем не менее он еще неровен, и местами провисает, местами заставляет заскучать, и на антракт я выходила с мыслью, что хорошо, но без восторга, в кресло энергетикой не вжимает и душу не выворачивает (а это же трагедия все-таки). Потому что на Юго-Западе так высоко поднята планка, что от театра в целом и от Олега Анищенко, в частности, ждешь чего-то невероятного. Особенно после его блистательных «Игроков». Да, это несправедливо, но это так – к любимым всегда больше претензий. Поставь такое же какой-то другой, не столь обожаемый мной театр, была бы в восторге, а тут губы дую, ага. Плохую службу моему восприятию сослужило и то, что это был пресс-показ, то есть зрителей мало, фотоаппаратов много, все светят, все щелкают, какое уж тут погружение в действие.
Однако именно в конце первой части спектакля была сцена, которая переломила мое восприятие постановки в лучшую сторону, задав, наконец, нужный мне тон. Это сцена отравления Моцарта, очень сильно сыгранная Максимом Лакомкиным (Сальери) и Вадимом Соколовым (Моцарт).
Сцена трогает и красивой сценографией (вообще, вот эти брызги из-под барабанных палочек – это просто великолепно), и актерской игрой. Я, кстати, очень хотела именно Вадима увидеть в этой роли, повезло. Вообще, врать в этом театре трудно, слишком камерное пространство, но эти двое играли искренней всех остальных, на мой взгляд. И мои аплодисменты прежде всего были им и Любови Воропаевой, которая выгодно выделялась своей пластикой.
А Максиму с его слезами на глазах – просто браво!
Второе действие начиналось с Дон Жуана. И как-то он мне хорошо зашел, несмотря на несколько излишне вульгарную Лауру (Ксения Ефремова) Да, так было задумано, Лаура здесь стриптизерша, но и стриптизерша может быть сексуальна без вульгарности. Я не про топлесс или какие-то конкретные вещи. Я про общее впечатление от облика.
При этом сцена ее любви с Доном Жуаном (Владимир Курцеба) была красива, вообще вот этот эротический флер оказался уместным и зацепил. Поэтому, когда Дон Жуан стал играть в эти же игры с Донной Анной (Любовь Воропаева), нужный настрой уже был создан, и их любовная сцена меня тоже тронула, хотя эта сеть, в которой они отдавались друг другу, и мешала немного движениям актеров. Но задумка понравилась – и ассоциация с любовной сетью, и полупрозрачный покров, усиливающий впечатление.
Короче говоря, второе действие я уже смотрела с гораздо большим интересом и, главное, с гораздо большей эмоцией. Хотя завершающий все трагедии «Пир во время чумы» прошел какими-то не слишком внятными штрихами, смешавшись со связывающей все четыре трагедии темой – историей жителей будущего, постапокалипсического, мира (2k30 год???!!!), которые выбирают, какой дорогой идти.
Точнее, не выбирают, просто идут – дорогой зла и насилия, на которой вещи, которыми нельзя убивать или оборонятся, книги, например, просто не имеют смысла. А выбирает за них другой, затесавшийся среди них положительный герой, который в финале призывает нас к любви и свету.
Но я не могу отделаться от мысли, что за минуту до того, как он спасает мир своей любовью, он убивает всех остальных, включая своих отца и мать. И это не дает мне шанса поверить этому финалу. Возможно, так и задумано, не знаю. Хотела спросить об этом на пресс-конференции, но ее довольно быстро свернули, да и вообще вопросы задавал в основном ведущий.
Кстати, пресс-конференция показала, как глубоко актеры готовились к своим ролям, как много читали о своих героях, как вгрызались в их истории и души. Мне было очень интересно их слушать.
Вообще, я была рада снова оказаться в стенах этого театра, увидеть знакомые лица. К слову, стены отремонтировали, повесили новые фотографии. И на сайте тоже. Я застала процесс развешивания, пока еще нет фамилий, и фотографии сливаются в один сплошной ряд. Честно говоря, раньше они были крупнее, и разглядеть актеров было проще, но зато теперь актеры больше похожи на себя нынешних. И красивей. Фотографии талантливы.
А на колоннах теперь есть отпечатки актерских ладоней, но без авторства, к сожалению.
Я благодарна за этот вечер, за это приглашение театру, проекту Москультура . Спасибо большое.