Красное Колесо в ЦАТРА

Автор отзыва: 

Чем столетье интересней для историка,
Тем для современника печальней.

Н. Глазков

26 сентября на Большой сцене ЦАТРА открылся новый театральный сезон 2018-2019 гг. спектаклем по историческому роману-эпопее «Красное колесо» Александра Солженицына. Театр Армии приподнимет темный занавес над правдой сложнейшего для России периода, начавшегося с кровавого красного террора, начала XX века. Премьера приурочена к 100-летию со дня рождения А.И.Солженицына.

В спектакле нет частей, глав и отделений. Есть четыре жестких узла, в которые завязаны судьбы царской России, народов и будущих поколений. Пьеса разрушает стереотипы, меняя закостеневшее представление об узнаваемых исторических личностей, среди которых Столыпин, Ленин, Николай II, Богров. К примеру, идейная революционерка Крупская предстает живой женщиной с ранимой душой, изнуренной любовью к своему гению. Будущий Всероссийский Император Николай II показан любящим отцом и хорошим семьянином, несмотря на тему «русского балета», которая также присутствует на сцене.

Драматургия спектакля вводит зрителя вглубь той эпохи, в которой чувствуется фатальное приближение красного колеса. Тяжелый материал — рассуждения о Столыпине и его убийце, образованном интеллигенте Богрове, — подается легко и непринужденно через трех милых сплетниц, двух тетушек и молодую племянницу. Их разговоры напоминают обсуждения в современных соцсетях.

Спектакль «Красное колесо» дает возможность зрителям почувствовать себя внутри тех событий, а не просто быть сторонними наблюдателями. Кресла расставлены амфитеатром прямо на сцене по Большому кругу, само действие идет в Малом круге. Документальный видеоряд создает особую эмоциональную напряженность.

Первое обращение Б.А. Морозова к творчеству А.И. Солженицына состоялось в Малом театре, где в 1995 году с огромным успехом им была осуществлена постановка пьесы «Пир победителей» А.И. Солженицына. Не только зрители и критики высоко оценили спектакль, но и сам автор назвал «Пир Победителей» Бориса Морозова «одним из счастливых мгновений своей жизни».

Сценарист, драматург Ольга Любимова рассказывает: «В спектакле нет ни одного придуманного мной слова! Я расшифровывала спрессованные исторические факты из 8 томов романа Солженицына, складывая из отдельных кусочков, словно из пазлов, театральные сцены, разговоры живых людей. У Александра Исаевича был настолько особый, самобытный язык, что вставлять даже какие-либо глаголы-связки для меня было бы кощунством. Я играла знаками препинания! Моя задача была — бережно передать средствами искусства отношение Александра Исаевича к своим героям».

И, наконец, основная идея постановки, как определяет ее Борис Морозов, которая воплотится в яркий, живой, актуальный, своевременный, пульсирующий спектакль, звучит так: «Надо знать историю, чтобы острее чувствовать современность».

Я специально привёл полный текст описания спектакля на сайте театра, она позволит создать хотя бы некоторое впечатление о том, что предполагается увидеть на сцене. О том, что будет увидено, речь пойдёт чуть позже.

Для начала скажу, что я был в очередной раз удивлён, причём удивлён по-настоящему. Для начала... Вот как соблюсти баланс между жалением поделиться впечатдениями и не раскрыть интригу? Это сложно, но я попробую.
Так вот, для начала не пытайтесь войти в зрительный зал так, как вы обычно входите в зрительный зал. Вас будут ждать закрытые двери, а в какой-то момент служители проводят зрителей по запутанным коридорам куда-то вглубь театра и вы окажетесь...

 

...и вы окажетесь в огромном пустом пространстве, в котором с трёх сторон установлены трибуны для зрителей и круглая площадка посередине, на которой и будет происходить основное действие. С четвёртой стороны необычную сцену ограничивает огромный экран, на котором во время спектакля демонстрировались... Я даже не знаю, как это точно назвать. Видеоинсталляции? Просто картины? Иллюстрации к происходящему?

Я действительно не знаю, как это назвать. Но атмосферу эти изображения создавали. Ну а в какой-то момент эта "чётвёртая стена" исчезла, и зрители увидели зрительный зал. Да, я не сказал, что всё это время и актёры (что нормально) и зрители (что неожиданно) находились на сцене? Вы не представляете её размеры, друзья мои! Некоторые театры могут поместиться там целиком, причём вместе с фойе, буфетом и всем остальным.

Непривычно видеть на спектакле пустые ряды кресел. И только три фигуры в центральной ложе... Но здесь я остановлюсь, не ждите от меня никаких указаний на сюжет, иначе будет неинтересно.

Я не читал "Красное колесо". Нет, когда-то очень давно, когда пал железный занавес и в нашу не совсем богатую высокой литературной реальность хлынули десятки и сотни не читанных ранее книг, я попробовал одолеть эти 4650 страниц (по изданию Имка-Пресс) сообразно занудного текста и сдался... Не помню, на какой странице, но это произошло достаточно быстро.

Я ни в коем случае не утверждаю, что Александ Исаевич плохой писательно, наоборот, он стилистически хорош, по крайней мере на меня манера его письма произвела хорошее впечатление, но как бы так сказать... Это не "мои" книги. Как песня "не ложится на ухо", так и текст - если душа не приемлет, то можно заставлять себя сколько угодно, не будет ни удовольствия, ни понимания.

Мне уже приходилось видеть, как  из очень сложного и "тяжёлого" материала удаётся сделать интересное и полное движения действо, способное увлечь жаде самого занудного зрителя. Для этого нужно так немного - талантливый режиссёр, талантливые актёры, талантливые постановщики, художники, костюмеры и так далее, ну и технические возможности само собой.

Я не могу квалифицированно оценить соответствие первоисточника увиденному на сцене, да и не уверен что это необходимо. Всё же роман-эпопея и театральная пьеса - это принципиально разные жанры. Да и поместить в три часа действия такой объём просто нереально.

Но то, что может сделать режиссёр в данном случае - это постараться вычленить самые важные ключевые моменты (да, это реплика Капитана Очевидность, но она не уменьшает сложности задачи). Удалось ли это сделать? Не знаю. Но если представить, что я смотрю постановку "глазами инопланетяниа", который не имеет никакого представление ни о первоисточнике, ни о тонкостях оценки исторических процессов, то скажу так - меня зацепило. Я не терял внимания на протяжении почти трёх часов, причём я находился в не самых комфортных условиях - фотограф во время спектакля не сидит в уютном кресле, тут либо комфорт, либо хорошие кадры.

О чём это спектакль? Как обычно. О людях. О жизни. О любви и верности. О смерти. А крушение Империи только усиливает происходящее. Это очень интересно наблюдать со стороны, когда можешь спокойно и слегка отстранённо выбирать точку для сьёмки, а потом (на выдохе, как и положено) нажимать на спуск затвора. Но жить в такое время? Нет. Никогда. В моей жизни уже было одно крушение государства, и сейчас, вспоминая и анализируя пережитое в девяностые и прочитанное о более ранних временах, я понимаю, что время в начале двадцатого века было страшное и что в девяностых мы ещё отделались "малой кровью", если можно так сказать.

Но я отвлёкся. Воспоминания это хорошо, но всё же в разумных пределах.О О спектакле же скажу так - это было очень непривычно, очень интересно, очень красиво и сыграно... А как ещё может быть сыграно в моём любимом театре? Естественно, сыграно было хорошо.

Буду ли я рекомендовать спектакль к просмотру? Да. Однозначно да. Независимо от отношения к Солженицыну, независимо от отношения к Ленину и Николаю Второму, это надо смотреть. Хотя бы просто для того, чтобы увидеть, каким может быть современный академический театр, идущий в ногу со временем.

И я хочу перечислить всех тех, кто творил магию в тот вечер 26 сентября.

Николай II - Андрей Павлович Егоров, Заслуженный артист России (на сцене)
Андрей Эрленович Пойдышев
Александра Федоровна - Наталья Вячеславовна Аристова
Анастасия Владимировна Бусыгина (на сцене)
Мария Федоровна - Алина Станиславовна Покровская, Народная артистка РСФСР (на сцене)
Валентина Васильевна Асланова, Заслуженная артистка России
Василий Шульгин - Роман Леонидович Радов
Александр Гучков - Игорь Петрович Марченко, Заслуженный артист России
Дмитрий Богров - Александр Олегович Рожковский
Егор Лазарев - Александр Александрович Аргос
Николай Николаевич Кулябко - Константин Кириллович Днепровский
Самсон Демидюк - Максим Александрович Чиков
Иванов, Рузский - Кирилл Борисович Кириличев
Судья; Владимир Коковцев - Алексей Алексеевич Захаров
Петр Столыпин - Андрей Иванович Новиков, Заслуженный артист России
Ираклий Церетели - Илья Николаевич Баранов
Арчил Джапаридзе - Иван Витальевич Гришенков
Федор Родичев - Михаил Андреевич Данилюк
Тетя Адалия - Елена Евгеньевна Анисимова (на сцене)
Софья Алексеевна Гуськова
Тетя Агнесса, ее сестра - Наталья Ивановна Курсевич (на сцене)
Заслуженная артистка России Анна Васильевна Киреева
Вероника - Елена Георгиевна Сванидзе
Мария Владимировна Белоненко
Владимир Ленин - Денис Сергеевич Кутузов (на сцене)
Юрий Анатольевич Сазонов
Надежда Крупская - Татьяна Борисовна Морозова (на сцене)
Екатерина Дмитриевна Сахарова
Елизавета Васильевна - Ольга Петровна Вяликова
Инесса Арманд - Анфиса Андреевна Ломакина
Яков Ганецкий -Роман Петрович Богданов
Парвус - Антон Анатольевич Морозов, Заслуженный артист Республики Северная Осетия - Алания
Артист оперы - Андрей Валерьевич Кочинов
Офицер - Константин Юрьевич Корнеев

Режиссер-постановщик Борис Морозов
Драматург Ольга Любимова
Композитор Рубен Затикян
Художник Анастасия Глебова
Художник по костюмам Андрей Климов

Раздел: