Автор отзыва:
На свете есть только один бог, и мы все знаем его имя.
И этому богу мы говорим только одно: "Не сегодня".
Сирио Форель, первый меч морского владыки Браавоса
Почему я выбрал такой странный эпиграф? Наверно потому, что я сначала начал писать то, что просто приходило в голову по мере размышлений, а привели они имено туда - к настоящему Джокеру, обыграть которого невозможно и не будет возможно никогда.
Но я слишком забегаю вперёд. Я должен представить героев нашего романа.
Место действия - Лялин-Центр
Действие - "Фактор Джокера"
Действующие лица и исполнители - Театр Весь Мир
Кстати, на фото ниже - Анастасия Яблокова, режиссёр спектакля и вообще человек, без которого бы всего вот этого не было бы.
Главный герой спектакля — преподаватель литературы, читающий студентам спецкурс. Он любит своё дело и считает себя принадлежащим к «узкому кругу хранителей» культурных ценностей.
Его студенты — программисты, экономисты, в общем, те, для кого литература — далеко не основной предмет. Кроме того, они — дети успешных предпринимателей. Они размышляют об устройстве мира, о гениальности, о поэзии. А ещё они влюбляются и активно участвуют в делах своих пап.
Сюжет все больше начинает напоминать детективную историю: тут и попытка похищения, и подброшенные наркотики, и вторжение неизвестных в дом, и текст, похищенный̆ из компьютера. Интрига становится все увлекательней̆, оставаясь загадочной̆ буквально до самого конца.
Джокер, как известно, — это карта, которая по желанию игрока может стать любой̆ другой. Новым для героя оказалось употребление этого термина в современной̆ информатике. Когда в системе возникает неопределённость, джокер неожиданным появлением может её выправить.
Источник
Я не буду пересказывать сюжет - как известно, не стоит умножать количество спойлеров без необходимости. Тем более что это - как справедливо заметила режиссёр спектакля Анастасия Яблокова в короткой беседе после окончания спектакля - тем более что это не главное. Сюжет всего лишь является некой конструктивной основой, на которую нанизываются размышления на вечные и потому неисчерпаемые темы.
В чём смысл любого научного исследования? В познании? Само собой. Но основная задача науки - сделать мир предсказуемым. Убедиться в том (и желательно понять и объяснить почему), что камень, выпущенный из руки, всёже полетит вниз, а не куда-нибудь с сторону, или хуже того, в ближнего своего.
Но картина мира усложняется, количество факторов влияния растёт, познание не всегда успевает за убегающей вперёд бесконечностью Вселенной и ускользающими сущностями явлений - как тут не сорваться в хаос? Тут ещё Гейзенберг начинает свои рассказы о принципе неопределённости, а кот Шредингера лёгко касается лапкой Мироздания - и начинается такое...
И вроде бы всё под контролем, всё идёт по плану но вдруг начинает трясти там и там, где-то что-то взорвалось, где-то кто-то что-то сказал, а потом миллионы людей идут с песнями убивать себе подобных, другие люди, ужаснувшись от содеянного, начинают придумывать умные слова вроде синергии, системотехники и геополитики, но это всё равно не помогает...
Но когда не помогает ни наука, ни божественное вмешательство, что-либо поправить может только одно. Появление Гения.
Есть старая поговорка - если не нравятся правила игры, не играй в эту игру. Дополнением к ней могут быть слова "Тот, кто знает правила - выигрывает. Тот, кто придумывает правила - непобедим." А для чего ещё нужен Гений, как не для придумывания новых правил?
Но пока хватит о вечном, антракт, друзья мои, антракт!
Джо́кер (англ. joker, «шут») — представляет собой специальную карту, входящую в стандартную 54-картовую французскую колоду. В большинстве карточных игр джокер может выполнять роль любой другой карты, как и в простом ходу, так и при составлении комбинаций.
Такое определение джокера даёт Википедия.
Но джокер может только на время изменить ситуацию, устранив (или добавив по усмотрению игрока) текущую неопределённость. На саму игру и её правила он влиять не в состоянии.
Но гениальный Игрок, используя джокеров в нужные моменты и выходя за очерченные рамки, может не только влиять на саму игру, он как раз способен менять правила.
И вот здесь начинается собственно интрига. За гением начинается охота, его подставляют (но это не факт), за ним охотятся (это тоже не факт, точнее факт, но неясный). В чём смысл этой охоты и кому нужен этот Гений, спросите вы меня? Я же достану из колоды очередную карту с изображением человека в дурацком колпаке и отвечу - думайте сами. Потому что правила этой игры определяете вы, читатели и зрители.
Теперь же я хочу поговорить о самом спектакле. Он хорош. Он очень хорош. Конечно можно "докопаться до мышей", но театр Весь Мир - живой, его порожления растут и меняются с изменениями самих участников действа на сцене, само собой уходят технические огрехи, но самое главное - каждое переживание этого "фрагмента жизни" на сцене открывает новые грани и смыслы. Ведь именно за этим зритель идёт в театр, не так ли?
Мне всегда казалось, что одним из высших достижений режиссёра и актеров является момент, когда зал "перестаёт существовать". Когда зрители растворяются в происходящем, когда уходят посторонние мысли, когда есть происходящее на сцене и больше ничего, когда... Когда весь мир для тебя - театр.
Вроде бы уже тысячу раз виденная сцена, посиделки на кухне, водка, закуски, гитара и долгие разговоры. Никакого нового опыта. На первый взгляд. А если посмотреть чуть внимательнее, то можно почувствовать то самое со-переживание, которое, в большинстве своём, и искали люди, собиравшиеся на таких посиделках. А со-переживание - это весьма и весьма редкая вещь, поверьте, я знаю.
Давайте же просто немного посмотрим на эти лица. Как в зеркале, да? Вот и я о том же.
Гости разошлись, время заканчивать. И финал не всегда бывает радостным и не всегда добро побеждает зло. Просто в какой-то момент смерть, единственный НАСТОЯЩИЙ джокер в этой игре, смахивает игрока с доски и равнодушно проходит мимо, оставляя позади боль, радость, мысли и нерождённые смыслы. Что ей до всего этого? Что ей до суеты этих жалких людишек?
Что будет дальше с героями этой истории? Кто знает? Точно не я. А если бы и знал, то всё равно бы не сказал. Во-первых, не стоит множить сущности без необходимости, а во-вторых... Во-вторых вы можете сами посмотреть этот спектакль, это будет лучше всего.
И заслуженные аплодисменты. Действительно заслуженные.