Автор отзыва:
Как вы относитесь к современному искусству и часто ли посещаете выставки новомодных художников? И какие впечатления вы с таких показов выносите? Вот мне кажется, что современное искусство напрямую сплелось с шоу-бизнесом, где художник приходит к критику, имя которого что-то значит, с просьбой написать хвалебную рецензию о его творчестве. Не за просто так, конечно. После такой рецензии цена картин взлетает и художник идёт к галеристу с просьбой о выставке его картин, договаривается о процентах с продажи. И всем хорошо, критик и галерист получают деньги, художник кроме денег получает ещё и признание, которое будет кормить его очень долго. И именно такую точку зрения я увидел в первой части спектакля "Эстеты" режиссёра Сергея Аронина в Театре им. Моссовета на "Сцене под крышей"
Коллекционер современного искусства Серж, которого играет сам режиссёр спектакля Сергей Аронин, купил за 200000 франков в свою галерею картину, которая была абсолютно белая. Но вот если приглядеться, то на ней можно увидеть белые полосы. Его друг, Марк (Иван Боковин), малость офигев от такого расточительства и непонимания сего шедевра, да что там малость, многость офигев, устраивает художественный спор, переходящий в скандал. Потратить кучу денег в ничто, это конечно сильно. И вот тут и разгорается тот самый современный спор о том, что такое настоящее искусство, а что новомодное раскрученное ушлыми пиарщикам фуфло.
02. Серж - Сергей Аронин
Появляется ещё и третий приятель - Иван (Михаил Филиппов), который, неожиданно для Марка, встал на сторону Сержа, и таки смог разглядеть эти чёртовы полосы, признавая, что это, в общем-то, неплохая картина.
03. Иван - Михаил Филиппов
И какая-то картина, чуть не стала разладом многолетней дружбы. Защищая её Серж наехал на жену Марка и в результате случилась драка.
04. Марк - Иван Боковин
Но дружба и разум всё же победили и на этой белой картине Серж пишет слово: "Антракт"
05.
Вторая часть спектакля, это путешествие в недавнее советское прошлое 1983 года в виде пьесы, поставленной по рассказу Андрея Битова "Человек в пейзаже". Писатель (Владислав Боковин) забрёл в живописное место, где присутствуют старые развалины монастыря, где природа берёт своё.
06. Писатель - Иван Боковин
"Культура, природа... Кто же это все развалил? Время? История?.. Как-то ускользает, кто и когда. Увидеть бы его воочию, схватить бы за руку, выкрутить за спину... Что-то не попадался он мне. Не встречал я исполнителя разрушения, почти так, как и сочинителя анекдота... Одни любители да охранители кругом. Кто же это все не любит, когда мы все это любим? Кто же это так не любит нас?..."
07. Павел Петрович - Сергей Аронин
И вот здесь Писатель встречает пишущего пейзаж художника Павла Петровича (Сергей Аронин), хотя он оказывается как бы и не художником. Разговор двух любителей прекрасного пошёл, естественно, о живописи, Репине, Айвазовском.
08.
"Живопись, по-моему, это окно. Или зеркало. Зеркало - это ведь тоже окно. Окно сквозь стену - в мир. Так ей потом и висеть - на стене".
09.
Конечно же сей раговор о великом двух культурных людей в советское время не мог продолжиться без распития спиртных напитков. Они прошли через овраг, вышли к стройплощадке, где была колокольня. Павел Петрович оказался здесь своим человеком и повернув огромный ключ в замке, который там был, они попали внутрь. Там их встретила Учительница (Михаил Филиппов)
10. Учительница - Михаил Филиппов
А потом они шли дальше, пили и разговаривали об искусстве. Потом они залезли в люк, где был бывший десантник, то ли Семён, то ли Симеон, у которого всегда можно было купить солёные огурцы для закуски. И в речах об искусстве зашла речь о реальности, которая намазана слоями в этой жизни. И именно живопись самой жизни самая прекрасная. Какой Художник её рисует, создавая всё новые краски?
11.
Очнулся Писатель в "кутузке", куда его пьяного доставил Милиционер, без паспорта. но с большим ключом в кармане. Писательское удостоверение спасло. А выйдя на улицу, он увидел Павла Петровича, который ждал его. И пошли они в ближайший магазин, спиртно тогда продавали с 11 утра и он, как раз, должен был открыться.
12.
И снова Писатель пришёл в себя в квартире Павла Петровича, где все стены были увешаны его картинами. Он ушёл оттуда тихо, никого не будя.
13.
Но эти философские разговоры о живописи, космосе, Христе и самой жизни навсегда остались в его памяти. И не случайно говорят, что даже случайные встречи в нашей жизни, отнюдь не случайны. Павла Петровича он больше никогда не видел.
14.
Спектакль "Эстеты" раскрывает не только философию творчества и поднимает проблемы современного искусства, но он ещё и поставлен с юмором, поэтому смотрится легко и весело и великолепно подходит для создания хорошего настроения вечером.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Фото: Михаил Брацило/Москультура