Автор отзыва:
В "Галерее 21, что на "Винзаводе", открылась выставка художника Сергея Катрана 1:30. Через скульптурные формы грибов и грибниц показывается коррупция, которая разрастается в невидимой части. Как с ней бороться, если её споры поразили всё вокруг, протянув свои щупальца везде?
Интервью "Москультуры" с художником и скульптором Сергеем Катраном
Сергей Катран: "Выставка называется "Один к тридцати". Названию я придаю важное значение. Это название имеет несколько метафор. Это может быть и масштаб, это может быть и время, в секундах, например. Есть несколько расшифровок и я не даю какую-то одну, потому что это даёт возможность зрителю втянуться в эту странную выставку. На поверхности есть такая потешная идея, что художник Сергей Катран создал такую ситуацию, что проводится конкурс на лучшую скульптуру. посвящённую коррупции. И в финал этого конкурса выходят семь скульптур. По странному стечению обстоятельств эти семь скульптур принадлежат одному, этому самому. художнику. Проводится всенародное голосование, но понятно, что любой из этих объектов выиграет в этом конкурсе и победит один и тот же художник. Вся эта инсталляция состоит из надземной и подземной части и под землёй видно, как все эти скульптуры соединяются в одну гигантскую скульптуру, напоминающую гигантского злодея с сумрачной эстетикой, неоготикой или биоготикой. И эта история как бы отделяется от этого мифа и создаёт какую-то уже свою сумрачную историю о которой. наверно, тоже есть что сказать и поразмышлять. И здесь появляются новые философские уровни, размышления о политике, о социальном, о глубинных вещах".
Сергей Катран: "Мне кажется, гриб-паразит - идеальный образ для визуализации коррупции. Здесь показывается. что один паразит растёт на другом, а тот на третьем. Здесь не видно субстрат. Здесь, как бы, все грибы-паразиты выстраиваются во фракталы. Это, конечно, гипербола, но мы говорим о скульптуре, то есть о каком-то ёмком высказывании в пластической форме".
Москультура: "А произведения, которые можно трогать. Вы говорили, что они тактильны".
Сергей Катран: "Да, эти произведения появились ещёв ходе работы над выставкой. Они говорят о чём-то в состоянии напряжения, о состоянии внутреннего, может быть, давления. Дело в том, что я сначала создавал графические рисунки, маркером рисовал на листе бумаги, но с закрытыми ушами, с закрытыми глазами и с отсутствием воздуха. То есть, я набирал воздух в лёгкие, и сколько времени мог продержаться, рисовал в таком конвульсивном виде. И уже когда появились эти каляки-маляки или какие-то абстрактные графические рисунки, я их передавал партнёрам, которые с помощью каких-то современных столярных инструментов с ЧПУ вырезали вот эти работы на дереве. И здесь видно по ощущениям. что это может быть работа какого-то жука-короеда, тоже отсылка куда-то в лес, но вместе с тем источником является рисунок с отключенными органами чувств, кроме тактильного. И поэтому трогать их можно, потому что они с нулём цвета. И призыв. что их можно трогшать руками, потому что через ощущение тактильное они были созданы и также воспринимать их можно с помощью рук".