«КУЛЬТУРНЫЙ ПОЛЮС. ТАРУСА»

Аватар пользователя Анна

Таруса. Крохотный древний городок, известный с XIII века. Русский Барбизон - как называл его Паустовский. Место притяжения и силы. Столица русской богемы. Здесь бывали и жили — Василий Поленов, Иосиф Бродский, Марина Цветаева, Святослав Рихтер, Константин Паустовский, Николай Заболоцкий, Булат Окуджава. До наших дней Тарусе удалось сохранить притягательную атмосферу прошлого, провинциальный уют и чистый воздух. До сих пор Таруса - один из эпицентров современного искусства в России, мекка для творческих людей.

23 августа в музее «Новый Иерусалим» состоялось открытие выставочно-просветительского проекта «Культурный полюс. Таруса». Он объединил более 100 живописных, графических, скульптурных и мозаичных произведений мастеров, чье творчество неразрывно связано с Тарусой - Поленова, Борисова-Мусатова, Штейнберга - и художников «Тарусской школы». Часть работ посетители увидят впервые.

Среди них - работы Василия Шитикова, в том числе его акварель с изображением Цветаевского дома, дачи «Песочное», где прошло счастливое детство Марины, Анастасии, Андрея и Валерии Цветаевых.

Василий Шитиков "Дом В.В.Вульф в Тарусе"

Василий Шитиков "Дом В.В.Вульф в Тарусе"

Василий Шитиков "Пейзаж с водоемом"

Василий Шитиков "Пейзаж с водоемом"

Выставка «Культурный полюс. Таруса» создана музеем «Новый Иерусалим» в партнерстве с Vikhrovaart gallery и Благотворительным фондом сохранения культурно-исторического и природного наследия Тарусы. В числе задач выставочного проекта - ввести в научный оборот термин «Тарусская школа», вполне применимый к этому уникальному месту, рассмотреть Тарусу как явление, объединяющее художников разных стилей и направлений, взаимно обогащающее их через сотворчество и не умаляющее при этом неповторимого художественного почерка каждого.

 

Н.Крымов "Солнечный день"

Н.Крымов "Солнечный день"

На выставке представлены произведения как заметных художников, творивших в Тарусе, так и малоизвестных авторов XX-XXI веков из коллекции музея «Новый Иерусалим», Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника B.Д. Поленова, из фондов Vikhrovaart gallery и частных коллекций.

Работы М.Дрезиной

Таруса. Крохотный древний городок, известный с XIII века. Русский Барбизон - как называл его Паустовский. Место притяжения и силы. Столица русской богемы.-4-2

Работы М.Дрезиной

Вниманию зрителей предстанет внушительная коллекция графических произведений Эдуарда Штейнберга, одного из ярких представителей плеяды художников-нонконформистов. Эти произведения были созданы в последний год жизни художника в Тарусе.

Мне сразу вспомнился "Черный квадрат" Казимира Малевича. И не удивительно. Именно эта работа известного художника-аангардиста произвела большое впечатление на Эдуарда Штейнберга и оказала влияние на все творчество художника-нонкомформиста.

Таруса. Крохотный древний городок, известный с XIII века. Русский Барбизон - как называл его Паустовский. Место притяжения и силы. Столица русской богемы.-5

Таруса. Крохотный древний городок, известный с XIII века. Русский Барбизон - как называл его Паустовский. Место притяжения и силы. Столица русской богемы.-5-2

Таруса. Крохотный древний городок, известный с XIII века. Русский Барбизон - как называл его Паустовский. Место притяжения и силы. Столица русской богемы.-5-3

Современные авторы «Тарусской школы» в основном представлены работами последних лет, многие из которых впервые демонстрируются публике. Пожалуй самое яркое впечатление оставили работы Марко Бравура, итальянского мозаичиста, долгие годы работающего в Тарусе.

"Наутилус"

"Наутилус"

"Голова"

"Голова"

"Рог изобилия"

"Рог изобилия"

Невероятно интересны работы Сергея Пилипенко. Будучи выпускником АХПК им. В.М. Васнецова, созданного на основе абрамцевских мастерских на территории усадьбы Саввы Мамонтова по инициативе художников Абрамцевского кружка, он по распределению попал на Тарусский экспериментальный завод при Научно-исследовательском институте художественных промыслов (НИИХП). Любимым материалом Сергея Пилипенко стало дерево, самый близкий человеку материал. В 1990-е годы Тарусский экспериментальный завод при НИИХП пришел в упадок, но родилась идея делать мебель и предметы интерьера в виде станковой тонированной скульптуры. Красота окружающего ландшафта и творческая атмосфера Тарусы помогли художнику остаться в профессии и создать уникальный, наивно-добрый, самобытный стиль в декоративно-прикладном искусстве. Таруса и ее обитатели стали главным источником вдохновения для Сергея Пилипенко.

Таруса. Крохотный древний городок, известный с XIII века. Русский Барбизон - как называл его Паустовский. Место притяжения и силы. Столица русской богемы.-7

Таруса. Крохотный древний городок, известный с XIII века. Русский Барбизон - как называл его Паустовский. Место притяжения и силы. Столица русской богемы.-7-2

Таруса. Крохотный древний городок, известный с XIII века. Русский Барбизон - как называл его Паустовский. Место притяжения и силы. Столица русской богемы.-7-3

Еще мне хотелось бы обратить внимание на работы Елены Утенковой. Ее работы находятся в собрании Государственного Русского музея, Саратовского художественного музея, Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI века, Музея-заповедника Абрамцево, Тарусской картинной галереи и многих других музейных и частных коллекциях в России и за рубежом. "Таинственная мягкость тарусского ландшафта определила становление моего художественного языка. В работе руководствуюсь интуицией, стремлюсь к "живописности" тональной. Мои пейзажи не претендуют на отображение конкретного места. Пейзаж - это состояние души, ее посильный отклик на красоту Божьего мира. Человек в пейзаже - и мимолетный прохожий, и таинственный соучастник происходящего".

"Остановка"

"Остановка"

"Самая высокая"

"Самая высокая"

"За забором. Скоро весна"

"За забором. Скоро весна"

Художественная активность в Тарусе не прерывается на протяжении вот уже более века с начала 1890-х годов, когда Василий Дмитриевич Поленов начал строить на правом берегу Оки усадьбу «Борок» (будущее «Поленово»), а Иван Владимирович Цветаев, будущий создатель Музея изящных искусств на Волхонке, снял дачу «Песочное» на противоположном берегу. В самые тяжелые времена, начиная с 1920-х годов, Таруса была местом вынужденного поселения для представителей репрессированной творческой интеллигенции страны, которым не разрешали селиться ближе, чем за 100 км от крупных городов. И даже во времена хрущевской оттепели выпуск не прошедшего должной цензуры альманаха «Тарусские страницы» и первая в СССР выставка молодых художников-нонконформистов вызвали грозу на головы причастных к этим знаковым событиям, ведь признанным в стране жанром еще два десятилетия оставался исключительно соцреализм.

Таруса. Крохотный древний городок, известный с XIII века. Русский Барбизон - как называл его Паустовский. Место притяжения и силы. Столица русской богемы.-9

Таруса. Крохотный древний городок, известный с XIII века. Русский Барбизон - как называл его Паустовский. Место притяжения и силы. Столица русской богемы.-9-2

Таруса. Крохотный древний городок, известный с XIII века. Русский Барбизон - как называл его Паустовский. Место притяжения и силы. Столица русской богемы.-9-3

Важной частью экспозиции станут работы советских мастеров, которые пересекались в знаменитом Доме творчества под Тарусой. По замыслу кураторов, проект «Культурный полюс. Таруса» призван обратить внимание на лучшие традиции отечественного искусства в контексте мировой культуры и на феномен гения места, который до сих пор притягивает мастеров высокого художественного уровня. Также он станет данью памяти Василия Поленова, художника с уникальной способностью улавливать духовную атмосферу, чей 180-летний юбилей со дня рождения отмечается в 2024 году.

М.Якунчикова "Тарусский паром"

М.Якунчикова "Тарусский паром"

В.Борисов-Мусатов "Девушки, застигнутые грозою Эских панно"

В.Борисов-Мусатов "Девушки, застигнутые грозою. Эскиз панно"

Экспозицию выставки составляют десять зонированных пространств, активно взаимодействующих друг с другом. Посетитель может проследить процессы становления Тарусы как творческого и культурного центра, взаимодействие разных видов искусства, которое вырастило новое поколение художников.

Таруса. Крохотный древний городок, известный с XIII века. Русский Барбизон - как называл его Паустовский. Место притяжения и силы. Столица русской богемы.-11

Таруса. Крохотный древний городок, известный с XIII века. Русский Барбизон - как называл его Паустовский. Место притяжения и силы. Столица русской богемы.-11-2

Таруса. Крохотный древний городок, известный с XIII века. Русский Барбизон - как называл его Паустовский. Место притяжения и силы. Столица русской богемы.-11-3

Также специально для выставки создана инсталляция «Дома и имена Тарусы», которая расскажет посетителям о ключевых вехах становления Тарусы в качестве культурного полюса России.

Таруса. Крохотный древний городок, известный с XIII века. Русский Барбизон - как называл его Паустовский. Место притяжения и силы. Столица русской богемы.-12

Таруса. Крохотный древний городок, известный с XIII века. Русский Барбизон - как называл его Паустовский. Место притяжения и силы. Столица русской богемы.-12-2

Таруса. Крохотный древний городок, известный с XIII века. Русский Барбизон - как называл его Паустовский. Место притяжения и силы. Столица русской богемы.-12-3

Авторы концепции и кураторы проекта: Анна Вихрова - искусствовед, арт-директор Vikhrovaart gallery и международной ассоциации Korrespondance, куратор выставочных и просветительских проектов, лектор ГМИИ имени A. С. Пушкина Елизавета Мисаилова - арт-менеджер, гид, куратор выставочных и просветительских проектов в сфере современного искусства Людмила Денисова - руководитель художественного отдела музея «Новый Иерусалим». Научный редактор проекта Оксана Савоскул - основатель председатель правления благотворительного фонда сохранения культурно-исторического и природного наследия Тарусы.

Таруса. Крохотный древний городок, известный с XIII века. Русский Барбизон - как называл его Паустовский. Место притяжения и силы. Столица русской богемы.-13

Таруса. Крохотный древний городок, известный с XIII века. Русский Барбизон - как называл его Паустовский. Место притяжения и силы. Столица русской богемы.-13-2

Особенностью проекта, подчеркивающей его просветительский аспект, станет насыщенная образовательная программа для самой разнообразной аудитории - встречи с художниками, мастер-классы и другие мероприятия.

Выставка продлится до 20 октября 2024 года.

Раздел: