«Before Your Eyes / На ваших глазах»

Аватар пользователя Анна

В музее-заповеднике «Царицыно» открывается выставка бразильской художницы АлиниШавиер МинейруАлварес «BeforeYourEyes/ На ваших глазах». Она посвящена художественному осмыслению экспедиции, которая была организована в 1822–1829 годах исследователем, натуралистом и русским консулом в Рио-де-Жанейро Григорием Лангсдорфом. Проведя в джунглях Амазонки несколько лет, он вернулся с коллекцией артефактов, не имевшей тогда аналогов в мире. В рамках трёхмесячной арт-резиденции в «Царицыне» Минейру изучила находки Лангсдорфа: документы, карты, рисунки, гербарий, чучела животных — и создала авторский проект на стыке искусства и науки. «BeforeYourEyes/ На ваших глазах» продолжает серию исследовательских проектов музея и станет первой междисциплинарной выставкой, созданной в партнёрстве с приглашённымсовременным художником.Её проведение приурочено к 200-летию независимости Бразилии.

Выставка представляет результаты первой русской экспедиции в Бразилию (1822–1829) и творческих изысканий АлиниШавиер Минейру Алварес, которая исследовала материал, собранный в этой экспедиции Григорием Лангсдорфом и уже два столетия хранящийся в музеях и архивах Санкт-Петербурга. Вдохновившись историческими артефактами, Минейру специально для выставки в «Царицыне» создала фото-, видео-, иаудиоинсталляции, а также работы в смешанной технике (текстиль, скульптура и другие).

«Направление Art & Science активно развивается и становится частью музейных пространств и выставочных проектов, — говорит генеральный директор музея-заповедника „Царицыно“ Елизавета Фокина.— Междисциплинарность — одно из главных слов, которые характеризуют современный мир. Сочетание научного и художественного способов познания обогащает сам методисследования и привлекает внимание к важным темам. Для нашего музея выставка „BeforeYourEyes/ На ваших глазах“ — это первый опыт представления экспозиции в таком формате».

Как и большинство географических экспедиций, путешествиеГригория Лангсдорфа сочеталоестественнонаучныеисследования и культурологическое познание новой страны. В экспедиции участвовали не только учёные, но и художники. Немецкий живописец Йоханн Мориц Ругендас, французский живописеци рисовальщик Адриен Тоне и франко-бразильский художник и изобретатель Эркюль Флоранс смогли запечатлеть фантастическую природу и быт коренных народов Бразилии, их культуру и традиции. Экспедиция была организована на деньги русской короны — Александр I выделил исследователям сотни тысяч рублей, — и все собранные в Бразилии артефакты были перевезены в Санкт-Петербург. В 2022 году, когда Бразилия празднует 200-летие своей независимости, выставочный проект АлиниШавиер Минейру Алварес возвращает память ободной из самых значительных экспедиций своего времени, которая внесла огромный вклад в этнографию, картографию, ботанику и зоологию, а также подарила исследователям изображения пейзажей, флоры и фауны, встречавшихсяучёным на их долгом пути.

«Одной из главных целей экспедиции было создание описи всего, что предстало перед глазами исследователей, — рассказывает художница. — Участники экспедиции вернулись с уникальной информацией о племенах, которые населяли Бразилию той эпохи, о растениях и животных, которые былиоткрыты и получили названия в ходе этой экспедиции, с первыми картами ранее неизученных территорий. Экспедиция стала результатом объединения усилий учёных и художников из разных стран, это общее наследие России и Бразилии, в которое внесли свой вклад также французские и немецкие художники и учёные. Всё увиденное участники экспедиции описывали на четырёх языках (русском, португальском, французском и немецком) и с разных точек зрения (экономической, политической, географический), и мне, как художнику и исследователю,этот диалог науки и искусства показался очень современным и интересным».

Алини Шавиер Минейру предложила задокументировать собственную экспедицию в Россию, в ходе которой она знакомилась с материалами экспедиции Григория Лангсдорфа, хранящимися в Санкт-Петербурге: в Ботаническом институте имени В.Л. Комарова, Зоологическом институте и Архиве Российской академии наук, Кунсткамере и Российском государственном архиве военно-морского флота. Важно сказать, что все документы и артефакты, добытые в экспедиции и отправленные в Россию после её завершения, более чем на столетие были забыты и утеряны. Ими никто не занимался, и лишь в советские годы, благодаря трудам петербургского историка Бориса Комиссарова архивы Лангсдорфа были тщательно изучены, систематизированы и опубликованы.

«Возможность работать с этим уникальным архивом — большая честь для меня, — говорит Алини. — Для своего проекта я выбрала те материалы, которые никогда не были показаны широкой публике, а также использовала те техники и методы, которые применялись участниками экспедиции. Например, известно, что Эркюль Флоранс, которого считают одним из отцов фотографии, использовал особый метод закрепления изображений на бумаге, и моя художественная работа основана на его интересе к этому процессу. В своих дневниках Флоранс писал также и о другомсвоём изобретении —особственном способе записи звуков, издаваемыхживотными, в виде музыкальных партитур. На это художника вдохновило то, что он называл оркестром птиц, который он слышал в Амазонии. Таким образом Флоранс стал пионером того, что мы сейчас называем биоакустикой (зоофонией). В рамках нашего проекта я не просто пересказываю истории членов экспедиции своими словами — я стараюсь обратить ваше внимание на те открытия, которые обычно не включены в европейскую историографию, несмотря на свою актуальность. Я также пытаюсь сделать вновь видимой ту Бразилию, которая предстала перед глазами исследователей во всём её природном и культурном многообразии».

Для создания видео- и звуковых инсталляций в рамках проекта «BeforeYourEyes/ На ваших глазах» Алини училась работать с проявителями, которыми пользовались первые фотографы, писала чернилами, которые по составу идентичны чернилам XIX века, изучала приёмы таксидермии, которые применялись в экспедициях того времени. Работая с архивом Лангсдорфа, художница использовала современные методы обработки изображений: фотограмметрию, 3D-сканирование и видеозахват с высоким разрешением. По словам художницы, выставка будет занимательной, а местами даже игровой.У каждого посетителя будет возможность сделать на ней собственное маленькое открытие: экспозиция будет располагаться в затемнённом пространстве, наполненном экспонатами, которые можно изучать бесконечно.

«Я родом из Минас-Жерайса — гористого штата, который находится на юго-востоке Бразилии, — говорит Алини. —Именно из Минас-Жерайса стартуют многие научные экспедиции, отправляющиеся изучать отдалённые районы. Я с детства впитала в себя дух странствий и во многом себя с ним ассоциирую, и, если бы сейчас был 1822 год и меня пригласили принять участие в такой экспедиции, я бы согласилась без долгих раздумий».

Исследовательский и выставочный проект Алини Шавиер Минейру Алварес стал возможен благодаря поддержке посольства Бразилии в Москве и компании «ФосАгро». Партнёром проекта стал Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук.

Выставка «BeforeYourEyes/ На ваших глазах» пройдёт в Большом дворце в «Царицыне» с 15 октября 2022 по 15 января 2023 года.

12+

Алини Шавиер Минейру Алварес/ Aline Xavier Mineiro Alvares (Белу-Оризонти, Бразилия)— художница и режиссёр, специалист в области современного искусства. Среди её наград — премия «FOCOBradesco/ArtRio Award» (2018) и 19-я «Videobrasil Award» (2015). Она участвовала в кинофестивале Семинара Флаэрти (2021) и в арт-резиденциях «AkademieSolitude» (Германия, 2022), «InstitutoSacatar» (Баия, 2019), «Skissernas Museum» (Швеция, 2019), «ThamiMnyele» (Амстердам, 2017), «KooshkResidency» (Иран, 2016). Еёработыбылипредставленынавыставкахв«MAR — RioArtMuseum», «CCSP — SãoPauloCulturalCenter», «SESC 24 deMarço», «PampulhaArtMuseum», «Inhotim», «CineHumbertoMauro — PaláciodasArtes», «Itaú Cultural»инадругихплощадках. В 2006 году основала студию по производству фильмов и произведений искусства в цифровых форматах «88 ArteContemporânea». www.alinex.com.br

Музей-заповедник «Царицыно» —дворцовый комплекс XVIII века, возведённый архитекторами Василием Баженовым и Матвеем Казаковым для Екатерины II. Это единственная в мире императорская резиденция, построенная в неоготическом стиле. Фонды музея включаютболее 60 000 предметов. В дворцовых залах размещенычетырепостоянныеэкспозиции. Ежегодно в «Царицыне» проводится около 20 временных выставок, 150 концертов и несколько фестивалей. «Царицыно» занимает третье место в рейтинге музеев Москвы насайте«TripAdvisor» и входит в десятку самых посещаемых российских музеев по версии издания«The Art Newspaper». Территория «Царицына» —заповеднаяприродная зона. Ежегодно парк посещают около 7 миллионов человек.Tsaritsyno-museum.ru

12+

Раздел: