25 марта в музее-заповеднике «Остафьево»–«Русский Парнас» начинает работу выставка «Записная книжка» Николая Данилевского и Натальи Ходячевой. Основу экспозиции составляют произведения Николая Данилевскогоиз проектов «С чистого листа» и «Ностальгия», выполненные в виде раскрытой книги. На выставке также будут представленыфрагменты цикла «Дворянское гнездо» Натальи Ходячевой, где автор переосмысливает наследие мастеров серебряного века.
В экспозицию включены живописные и графические работы мастеров из Санкт-Петербурга, а также предметы из домашних архивов авторов. Все части проекта связаны между собой одной идеей – показать течение времени через предметы «банальные», окружающие нас ежедневно и ежеминутно. Это «Смешное наследство» — книги, открытки, старые черно-белые фотографии, пуговицы, шкатулка и прочие мелочи, хранящие тепло рук далёких предков художников и служащие своеобразным ключом к пониманию выставки.
На выставке, подобно записной книжке, открывается новая страница. Николай Данилевский обращается к произведению А.С. Пушкина «Подражание Корану», написанному поэтом в 1824 году. Размышление потомка-художника над литературным памятником предка будет представлено новой картиной Николая Данилевского.
Проект петербургских мастеров «Записная книжка» пропитан тёплой иронией в духе произведений Гофмана, характерной для представителей фантастического реализма.
_________________________________________________________________
Николай Данилевский — прямой потомок великого русского поэта по линии его старшего сына Александра Александровича Пушкина(1833-1914). Наталья Ходячева — представитель дворянского рода Пустошкиных, потомок известного драматического актера Ивана Петровича Пустошкина (1795-1842). В 1817-20 годах И.П. Пустошкин (сценический псевдоним Борецкий) встречался с А.С. Пушкиным у князя А.А. Шаховского, о чем упомянут Пушкиным в «Моих замечаниях об русском театре».
Искусствовед М.Ю. Герман о работах Николая Данилевского пишет так: «Может показаться, что художник Николай Данилевский принадлежит к беспредметной традиции. Это не совсем так, скорее, он пишет призраки вещей, фантомы виденного, причем делает это с превосходным вкусом и большой живописной культурой, тонко обрабатывая живописную поверхность. Именно то, что сто лет назад называли «гудением холста», красноречие красочного слоя — важнейшее преимущество мастера наряду с привлекательной зашифрованностью мотивов, системой тонких пластических аллюзий.»
В свою очередь, высоко оценивая творческие искания Натальи Ходячевой, М.Ю. Герман отмечает специфическую рефлексию проекта Дворянское гнездо: «Работы Натальи Ходячевой — это рафинированные, почти монохромные композиции, миражи старых писем и фотографий, потускневших от времени, застенчиво и горько открывающие чуткому взгляду свои забытые тайны.».
Даты проведения:
25марта– 7 мая 2023
Дата открытия:
24 марта, 16:00
Автор и куратор: Альфия Рахматуллина
Место проведения: Государственный музей-заповедник «Остафьево»-«Русский Парнас», Москва, улица Троицкая, 10.
Музей-заповедник «Остафьево»—«Русский Парнас» — памятник дворянской культуры на территории новой Москвы. В Остафьеве прекрасный дворец — уникальный образец русской усадебной архитектуры XVIII-XIX веков — и старинный парк с большим прудом. История усадьбы берет начало в XVII веке, с XVIII века она принадлежала роду князей Вяземских, а затем Шереметевым. В 1804-1816 годы здесь жил и работал над «Историей государства Российского» Николай Михайлович Карамзин. Трижды приезжал сюда Александр Пушкин, которому Остафьево обязано своим вторым названием «Русский Парнас». В настоящее время в музее работают постоянные экспозиции и временные выставки, проводятся лекции, конференции, экскурсии, мастер-классы, квесты, концерты.
О художниках...
Данилевский Николай Сергеевич.
Художник и декоратор
Родился в 1965 году в Ленинграде, в семье геологов. Начального художественного образования не получил, после окончания школы работал на заводе слесарем, служил в Советской армии. Учился в Лесотехнической Академии им. С.М. Кирова откуда был отчислен. Сменил ряд рабочих специальностей характерных для людей творческих профессий (дворник, столяр и др.) Все свободное от работы время посвящал самостоятельным занятиям музыкой, изобразительным искусствам и восточным единоборствам. В 1989 году поступил и успешно закончил СПбХу им. В.А. Серова (ныне Н.К. Рериха) факультет графический дизайн(диплом) учился в ВАХ им. И.Е. Репина, факультет графики. Преподавал в СПбХу им. Н.К. Рериха (графический дизайн, шрифт и печатная графика).
Лауреат 1998года городского конкурса педагогических достижений, раздел «новые технологии в общем и профессиональном образовании». Преподаватель высшей категории. Один из авторов программы, «Обретение», раздел «Графический дизайн» (гранд президента России за внедрение инновационных технологий в рамках национального проекта, «Образование»).
Работал художником-декоратором в театре оперы и балета им. М.П. Мусоргского, театре Юных Зрителей им. А.А. Брянцева, Государственном Молодежном театре на Фонтанке и в других театрах Санкт-Петербурга. Исполнил ряд работ для фильма Нико фон Глазова «Пираты Эдельвейса» и Алексея Германа «Трудно быть богом».
Н. С. Данилевский по отцовской линии принадлежит к дворянскому роду Данилевских — потомок (внучатый племянник) писателя конца XIX века, автора исторических романов Г.П. Данилевского. Один из потомков А.С.Пушкина (6-ое поколение) и Н.В. Гоголя (внучатый племянник).
Постоянный член «Международной ассоциации художников-потомков дворянских родов».
Основоположник «Петербургской школы фантастического реализма».
Принимал участие в выставках творческого объединения «Старый Город».
Работы художника находятся как в российских, так и зарубежных собраниях, корпоративных и частных коллекциях.
Участник международных и российских выставок.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Ходячева Наталья Валерьевна.
Художник, фотохудожник, декоратор.
Родилась в 1981 году, в Ленинграде.
Обучалась изобразительному искусству в ДХШ "Александрино», а так же в экспериментальнойшколе-лабораториис углубленным изучением предметов "Искусство" и "Технология".
Закончила художественное училище им. Н.К.Рериха, факультет графики (диплом).
Работала художником-декоратором в театре оперы и балета им. М.П.Мусоргского, театре Юных Зрителей имени А. А. Брянцева, Государственном Молодежном театре на Фонтанке и в других театрах Санкт-Петербурга. Исполнила ряд работ для фильма Нико фон Глазова «Пираты Эдельвейса».Автор декоративных росписей и арт-объектов. Принимала участие в ряде архитектурных проектов в качестве декоратора. В качестве приглашенного преподавателяпроводила серию мастер классов по декоративной росписи в школе декора «Ультрамарин» (приглашённый преподаватель).
Принадлежит к дворянскому роду Пустошкиных.Наталья Ходячева один из потомков Ивана Петровича Пустошкина( 1795 - 1842),известного драматического актера С. Петербургских Императорских Театров первой половины 19 века.Иван Петрович Пустошкинученик и секретарь князя А.А. Шаховского выступал под псевдонимом Иван Борецкий.
Постоянный член «Международной ассоциации художников-потомков дворянских родов».
Участник творческого объединения «Старый город».
Яркий представитель «Петербургской школы фантастического реализма».
Работы Натальи Ходячевой находятся в музеях и частных собраниях России, Великобритании, Испании, и ряде других странах.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.
12+