Театр Новая Опера открывает 31 сезон

Аватар пользователя Михаил Брацило
Новая Опера

В сентябре 2021 года Московский театр Новая Опера имени Е.В. Колобова открывает 31 сезон. Он стартует смело и нетривиально: с двух концертов. 14 и 15 сентября на сцене театра прозвучат эксклюзивные программы, в которые вошли оперные, ораториальные и симфонические произведения. Программы построены вокруг важных юбилейных и памятных дат музыкальной истории, объединены универсальными образами-символами, мифологемами, размышлениями о глобальных, внеисторических сюжетах. Оба вечера за дирижерским пультом – Валентин Урюпин, один из самых востребованных молодых музыкантов. Он дебютирует в статусе главного дирижера – музыкального руководителя театра Новая Опера.

Валентин Урюпин: «Я очень рад прийти в театр с такой репутацией, с такой философией, основанный большим дирижером, и предвижу радость творчества и тяжелый труд в ближайшие годы. Я опираюсь на очень крепкий коллектив театра, на дирижеров, на оркестр, на хор и солистов, и мне представляется, что в этом театре есть огонь. Задача – еще повысить его температуру. Верю, что очень скоро мы начнем это делать» (ТАСС, 13 мая 2021).

Принципиально важно, что театр начинает сезон именно с русской музыки. Для открытия выбраны монументальные произведения, которые стали частью огромного, длительного процесса осмысления в русском искусстве важнейших архетипов европейской культуры.

Первый вечер – концерт 14 сентября. Прозвучит первый акт оперы «Орлеанская дева» П.И. Чайковского и опера-оратория «Царь Эдип» И.Ф. Стравинского (оба произведения в концертном исполнении). Театр отдает дань памяти И.Ф. Стравинскому: в этом году исполняется 50 лет со дня его смерти.

Опера «Орлеанская дева» П.И. Чайковского посвящена национальной героине Франции, воспетой во многих произведениях искусства, – Жанне (Иоанне) д’Арк. Композитор сам написал либретто, основываясь на драме Ф. Шиллера в переводе В.А. Жуковского. Чайковский придавал большое значение соотношению психологической и исторической правды, поэтому изучал множество источников: драму «Жанна д’Арк» Ж. Барбье, либретто оперы «Орлеанская дева» О. Мерме и исторический труд «Жанна д’Арк» А. Валлона. Он внес изменения в драматургию Шиллера, в том числе не мог принять финал, когда героиня умирает на поле боя – в опере она погибает на костре, и сама казнь представлена мрачно, без ощущения катарсиса, что отличается от трактовок подобных сцен другими композиторами XIX века. Чайковского волновала не только героико-патриотическая идея, но и противоречивая внутренняя жизнь Жанны д’Арк – ее сила и слабость, храбрость и страх. 

В качестве музыкального воплощения композитор выбрал тип большой французской оперы с эффектными массовыми сценами. Но на этой основе он создал индивидуальную сконцентрированную композицию из четырех актов с оригинальным патетически-декламационным вокальным стилем. На концерте-открытии в Новой Опере прозвучит первый акт: масштабная экспозиция с хоровыми сценами и одним из лучших номеров оперы – арией Иоанны «Простите вы, холмы, поля родные».

«Орлеанская дева» – многовековой диалог: исторические события относятся к XV веку, драма Ф. Шиллера написана в самом начале XIX века, а в конце столетия переосмыслена П.И. Чайковским.

Главную партию Иоанны исполнит Мария Мотолыгина – артистка Молодежной оперной программы Большого театра (сопрано), лауреат XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского (III премия, Санкт-Петербург – Москва, 2019), лауреат X Международного вокального конкурса имени Станислава Монюшко (I премия, Варшава, 2019).

Другие партии готовят сопрано Кристина Бикмаева, тенор Михаил Новиков, басы Борис Жуков, Владимир Кудашев, Михаил Первушин.

16+

 

«Царь Эдип» И.Ф. Стравинского сочетает два жанра: оперу и ораторию. Известно, что композитор определил язык для будущего произведения еще до выбора сюжета. В «Хронике моей жизни» он отмечал: «Мне всегда казалось, что для передачи возвышенного душевного состояния необходим особый язык, а не тот, на котором мы говорим каждый день. Вот почему я стал думать о языке, который больше всего подходил бы для задуманного мной произведения, и в конце концов остановился на латыни. Выбор этот представлял еще и то преимущество, что материал, с которым я имел дело, не был мертв, но окаменел, обрел известную монументальность и этим оградил себя от всего банального».

Для написания либретто композитор обратился к французскому писателю, поэту, одному из интереснейших драматургов первой половины XX века Жану Кокто, и в качестве сюжета была выбрана трагедия Софокла «Царь Эдип». Авторы значительно сократили текст, полностью сохранив сюжетную линию и сосредоточив трагедию на роковой развязке. Либретто было переведено на латынь, исключение – текст Рассказчика на французском языке.

14 сентября в Новой Опере в роли Рассказчика выступит Лоран Илер – этуаль балета Парижской оперы, художественный руководитель балетной труппы Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Историческая нить тянется от V века до нашей эры, когда Софокл на основе мифа о Царе Эдипе написал трагедию, позже принятую Аристотелем за идеал этого жанра, к началу XX века, когда Стравинским и Кокто трагедия была переработана для оперы-оратории, а затем и к сегодняшнему дню – музыкальной интерпретации на сцене Новой Оперы. Кроме того, «Царь Эдип» относится к неоклассическому периоду творчества Стравинского, и в интонационном строе здесь множество аллюзий: оратории Г.Ф. Генделя и И.С. Баха, оперы М.П. Мусоргского, православные песнопения.

Партию Царя Эдипа исполнит солист Новой Оперы Георгий Васильев. Этот блистательный тенор хорошо знаком постоянным зрителям театра по исполнению партии Дона Хозе в спектакле «Кармен» Ж. Бизе (премьера предыдущего сезона). Партию Иокасты готовит одна из лучших меццо-сопрано Новой Оперы, заслуженная артистка России Маргарита Некрасова. В других партиях – тенор Антон Бочкарёв, басы Алексей Антонов, Виталий Ефанов, Михаил Первушин.

 

В составе исполнителей возможны изменения.

 

«Орлеанская дева» и «Царь Эдип» – великие произведения, основанные на важнейших мифах и образах-символах, которые инициировали множество трактовок и версий. Масштаб и величие темы рока, испытаний, столкновения человеческого сознания с чудом, идея судьбы как внешней силы, которую герой пытается преодолеть, метафорические образы огня и тьмы-слепоты воспринимаются сегодня иначе, но по-прежнему вызывают сильные эмоции. Концертное исполнение по форме, глубокая идея музыкально-исторического дискурса по сути – таково открытие 31 сезона Новой Оперы.

 

Концерт 15 сентября – не только «второе действие» открытия, но и старт симфонических программ: новой мощной линии, пронизывающей весь театральный сезон. Цикл программ посвящен 130-летию со дня рождения С.С. Прокофьева – смелого новатора, сочетавшего классическую стройность и дерзость в искусстве. Он продлится до конца 2022 года. На концерте-открытии прозвучат сюита из балета «Стальной скок», Концерт №4 для фортепиано с оркестром, Симфония №4.

Сольную партию в фортепианном концерте исполнит Йол Юм Сон – виртуозная пианистка, одна из ведущих южнокорейских исполнительниц. Она была удостоена серебряной медалXIII Международного конкурса пианистов имени В. Клиберна (США, 2009) и второй премии XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского (Россия, 2011). Йол Юм Сон сотрудничает с лучшими мировыми оркестрами, 15 сентября сыграет с оркестром театра Новая Опера.

16+

 

Что еще в сезоне

Оперные премьеры нового сезона – сочинения, которые еще не ставились на российских сценах: 14 апреля 2022 «Мертвый город» Э.В. Корнгольда (музыкальный руководитель и дирижер – Валентин Урюпин, режиссер-постановщик – Василий Бархатов) 16+; 8 июля 2022 «Стиффелио» Дж. Верди (музыкальный руководитель и дирижер – Александр Самоилэ, режиссер-постановщик – Екатерина Одегова). 16+

Впервые на сцене театра – Dance резиденция, которая станет ежегодной. Проект открывает Екатеринбургский театр современной хореографии «Провинциальные танцы» под руководством Татьяны Багановой (с 24 ноября по 5 декабря 2021). 16+

Традиционный Крещенский фестиваль: 19 и 23 января 2022 – в Новой Опере (дирижер – Валентин Урюпин); 21 января 2022 – впервые в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (дирижер – Филипп Чижевский). 16+

Фото: Михаил Брацило / Москультура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел: