Дом 10 (302-БИС), что на Большой Садовой, построенный в стиле модерн, принадлежал табачнику Илье Пигиту.
Дом этот был доходным, а сдавал Пигит его творческой интеллигенции. В первой половине XX века 302-БИС стал центром художественной, литературной и театральной жизни Москвы. Здесь проживали меценат Николай Рябушинский, художник Василий Суриков, писатель Михаил Булгаков (квартиры 50 и 34), скульптор Михаил Рукавишников. Здесь были студии, мастерские, а в гостях – писатели и поэты: А. Толстой, Б. Пастернак, С. Маршак, В. Маяковский, А. Белый, Ф. Сологуб, актёры: И. Москвин, Б. Ливанов, В. Качалов, А. Степанова, А. Коонен, режиссёры В. Мейерхольд и А. Таиров, балерина Е. Гельцер, композитор С. Прокофьев, скульптор С. Конёнков, Ф. Шаляпин и А. Нежданова и многие другие. Все знают, что тут познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан. Здесь зародилась мысль и о «Бубновом валете», самом крупном объединении художников-авангардистов. И именно в квартире №40!
Где накануне международного дня музеев, 17 мая, я и побывала на открытии новой выставки в этом пространстве.
Её название: «Студия 40. Мемориальная мастерская Петра Кочаловского».
После смерти художника мастерская принадлежала его сыну Михаилу, затем – лет 20 художнице Елене Утенковой-Тихоновой. Она передала свою мастерскую государству для музейного пространства.
Фонд Петра Кончаловского – организатор проекта Студия 40, а партнёрами стали Музей М.А.Булгакова и Государственная Третьяковская галерея, сотрудники которой долгое время собирали и хранили вещи художника.
Они и участвуют в этой экспозиции, посвящённой истории мастерской, тому времени и наследию художника. Вещи эти не раз были изображены на его картинах.
А мастерская славится тем, что её почти не трогали за последние 100 лет. Связь времён мы ощущаем и благодаря новым технологиям: наведя планшет, что выдаётся при входе, на каждый из предметов, можно узнать и увидеть намного больше.
Об участии в картине, когда полотно было создано и др. информацию о самом художнике.
Например, можем увидеть декорации спектакля Большого театра, узнать историю путешествия Кончаловского в компании Василия Сурикова по Испании, рассмотреть их лица на фотографии столетней давности и пролистать галерею живописных портретов любимых внуков художника.
Перед журналистами выступали:
Александр Владимирович Кибовский, руководитель Департамента культуры г.Москвы,
Александр Анатольевич Конов, директор Фонда Петра Кончаловского, соорганизатора проекта,
Виктор Александрович Глухов, председатель правления Союза художников,
Ирина Эдуардовна Лапидус, директор программ благотворительного фонда В. Потанина,
Зельфира Исмаиловна Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи, партнёра проекта,
Пётр Владимирович Мансилья-Круз, директор ГБУК г. Москвы Музея М. А. Булгакова, организатора проекта,
искусствовед Ирина Пронина, сотрудник ГТГ,
Елена Утенкова-Тихонова, художница.
Семья Кончаловского тоже отдала вещи для выставки, а также задействованы частные коллекционеры и Музей современного искусства (к примеру, дверь – та самая, которой пользовался сам мастер). Предметы, конечно, не трогали.
Нам рассказали, что художники, которые последние 20 лет пользовались этой мастерской, старались также
не трогать ни рамы, ни пол. Мы видим краску, что лежит на полу, паркет действительно не реставрирован. Рассказали, что хотят снять слои краски со стен, дабы посмотреть то, что видел сам Пётр Кончаловский.
Я рада была возможности оказаться в этой святая святых художника, посмотреть то место, где он творил, какой (приблизительно) вид из окна у него был. Потолки здесь очень высокие. Интересно было также забраться по лестнице на второй этаж.
Вообще завораживает такая обстановка.
Ну и кульминацией всей выставки был показ Петром Мансилья-Круз возможностей программки, что стоит в планшете. Это какие-то технологии будущего. При наведении планшета я смогла увидеть, к примеру, в какой картине участвовал этот табурет.
Потрясает воображение, конечно! Фантастика!
Вот что случается, когда вы наведёте на окно планшет:
Для того, чтобы гости лучше почувствовали атмосферу:
--
В мастерской стоит и верстак, которым пользовался Кончаловский. Он сам предпочитал делать рамы и подрамники, натягивал холсты, именно потому картины его так хорошо сохранились и, как правило, не требуют реставрации. В 1917 году, возвратившись с фронта, мастер написал натюрморт «Верстак».
Миссия проекта – поддерживать в обществе интерес к творческому наследию Петра Кончаловского и содействовать сохранению традиций русской живописной школы.
Мастерская П.Кончаловского станет инновационным творческим культурным пространством и объединит в себе мемориальный музей и школу живописи. Здесь будут проводиться лекции, творческие встречи, концерты, будет организована школа живописи.
Словом, Студия 40 будет вновь являться культурным центром столицы, где посетители смогут не только посещать мероприятия, но и проводить время в общении между собой. Это пространство призвано стать достопримечательностью города, местом, которое регулярно будут посещать москвичи и гости столицы.
Тубус, что участвовал в Первой мировой, художник в нём мог перевозить что угодно.
Пятна того времени. Никто не трогает и трогать не будет.
Следы красок прошлого никто стирать не собирается:
Александр Владимирович Кибовский, руководитель Департамента культуры г.Москвы.
Александр Анатольевич Конов, директор Фонда Петра Кончаловского.
Зельфира Исмаиловна Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи.
Ирина Эдуардовна Лапидус, директор программ благотворительного фонда В. Потанина.
Виктор Александрович Глухов, председатель правления Союза художников.
Пётр Владимирович Мансилья-Круз, директор ГБУК г. Москвы Музея М. А. Булгакова,и
Елена Утенкова-Тихонова, художница.
Искусствовед Ирина Пронина, сотрудник ГТГ.
Подтверждаю: та ещё атмосфера, тех именно времён, чувствуется очень хорошо.
Создатели выставки смогли выразить ту мысль, которую хотели.
Ну а свидетель тому сам Кончаловский:
Благодарю за приглашение Дом Булгакова и самого таинственного блогера Москвы и Московской области.
Итак! Адрес, хорошо знакомый многим из нас.
Большая Садовая, 10!
5-й подъезд. Квартира №40. 4-й этаж.
Выставка работает с 18 мая.
Пройти туда можно через разные подъезды. Я ошиблась и проходила через «квартирку нехорошую» №50.
На самом деле она очень и даже очень хорошая: в ней жил М.Булгаков. Меня туда и потянуло.
Впервые в ней побывала, кстати. Атмосфера того времени чувствуется и в квартирке №50, и в сороковой.
Ощущаешь связь времён всеми фибрами души.