ГМИИ имени А.С. Пушкина и Дом-музей Пабло Пикассо в Малаге представляют выставку

ILIAZD & PICASSO. PAGES OF ART AND LIFE
ИЛЬЯЗД & ПИКАССО. СТРАНИЦЫ ТВОРЧЕСТВА И ЖИЗНИ

Даты проведения: 5 апреля — 23 июня 2019
Место проведения: Дом-музей Пабло Пикассо, площадь Мерсед 13, 15, Малага (Испания)
Куратор выставки: коллекционер Борис Фридман
Пресс-показ: 4 апреля, 11:00

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина совместно с Домом-музеем Пабло Пикассо в Малаге (Испания) представляют выставку «Ильязд & Пикассо. Страницы творчества и жизни», посвященную совместному творчеству и многолетней дружбе Ильи Михайловича Зданевича (Ильязда) и Пабло Пикассо. Выставка проходит при поддержке группы компаний ЛАНИТ.

В экспозиции представлены все книги Ильязда в жанре livre dartiste с печатной графикой Пикассо, первые футуристические издания Ильи Зданевича тифлисского периода, а также многочисленные экспонаты, отражающие дружеские отношения двух мастеров ХХ века. Основу выставки составляют издания livre dartiste из собраний Георгия Генса и Бориса Фридмана, а также документы и артефакты из архива Ильязда. Отдельные работы предоставлены Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственным музеем истории российской литературы имени В.И. Даля и Санкт-Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства.

В юношеские годы в Тифлисе Илья Зданевич и его друзья, восхищаясь творчеством Пикассо, называли его одним из героев анонсируемой ими теории «всёчества». В конце 1921 года Илья Зданевич приезжает в Париж, который становится его домом до конца его дней. Уже в следующем году он становится секретарем, а впоследствии и председателем Союза русских художников в Париже. Под эгидой этого Союза в течение нескольких лет Ильязд занимается организацией знаменитых балов, привлекших внимание всего художественного Парижа. В оргкомитет первого из балов, Fête nuit à Montparnasseсостоявшегося 30 июня 1922 года, наряду с другими вошли Ильязд и Пикассо. В это время происходит их очное знакомство. Имя Пикассо встречается в программах еще трех из семи балов, в организации которых активное участие принимал Ильязд. Для программы бала Grand Transmental Ball, разработанной Михаилом Ларионовым, Пикассо сделал рисунок лошадки, который сохранился, и находится в собрании Пушкинского музея в Москве.
В 1940 году Ильязд издает в жанре livre dartiste сборник своих сонетов «Afat» с печатной графикой Пикассо. В процессе работы именно над этим изданием формируется их творческий союз, подаривший любителям искусства уникальные издания livre dartiste Ильязда с печатной графикой Пикассо. В течение последующих тридцати трех лет выходят еще шесть изданий livre dartiste, специально для которых Пикассо создает серии печатной графики. Еще в двух изданиях Ильязда Пикассо принимает участие вместе с другими художниками. Пикассо, по его же утверждению, практически никогда не делал иллюстрации специально для конкретных изданий и только для Ильязда он делал исключение. При этом Ильязд не просто заказывал художнику серии иллюстраций для своих книг, а буквально диктовал, что именно он хотел бы от него получить. Так продолжалось на протяжении всего их сотрудничества.
Помимо творческого союза на протяжении всех этих лет их связывали дружеские отношения. В конце 1940-х годов Ильязд поселяется рядом с Валлорисом, где Пикассо занимается керамикой, чтобы попробовать свои силы в производстве керамических изделий. Они вместе проводят время, отдыхая на Golfe-Juan beach. Пикассо должен был присутствовать в качестве свидетеля при регистрации брака Ильязда и Элен Дуар-Мерэ в 1968 году. Но в тот день его не было в городе, и эту роль выполнила Жаклин Рок, жена Пикассо. Однако художник изготавливает ироничный офорт с изображением молодоженов специально для извещения об их бракосочетании.
В экспозиции представлено много разного рода свидетельств дружеских и творческих отношений, связывающих этих двух выдающихся мастеров ХХ века. Целый ряд экспонатов зрители увидят впервые. К выставке подготовлен обширный каталог, включающий статьи и все изображения работ Пикассо, созданных им для изданий Ильязда.

Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак: 
Выставка «Ильязд & Пикассо» является продолжением ретроспективного показа творчества Ильи Зданевича, состоявшегося три года тому назад в нашем музее. В мировое искусство Зданевич, известный за рубежом как Ильязд, вошел как уникальный издатель livre dartiste c печатной графикой ведущих художников и скульпторов ХХ века. Особое место среди изданий Ильязда занимает его сотрудничество с Пабло Пикассо. На протяжении многих лет их связывала и личная дружба.
Выставочный проект, подготовленный нами совместно с частными коллекционерами, с которыми музей связывает многолетнее сотрудничество, призван продемонстрировать во всей полноте работы, созданные в творческом сотрудничестве двух мастеров ХХ века. Особое значение имеет для нас возможность показать этот проект в Доме-музее Пабло Пикассо в Малаге, в доме, где родился крупнейший художник прошлого века. В 1991 году наш музей привозил в Малагу графические работы из своего собрания. С особой радостью спустя почти тридцать лет мы возвращаемся в это знаковое для всех любителей искусства место.
Кутор выставки, коллекционер Борис Фридман:
Выставка «Ильязд & Пикассо» впервые столь масштабно представляет совместное творчество и личные отношения таких, казалось бы, разных мастеров ХХ века. В процессе подготовки выставки, при подробном изучении материалов жизни и творчества Ильи Зданевича и неоднократных посещениях его обширного архива в Марселе, мне все чаще и чаще стали попадаться на глаза многократные свидетельства его творческого союза и многолетней дружбы с Пабло Пикассо. Однако убедительных подтверждений этому в обширной литературе о творчестве и жизненном пути художника мне обнаружить никак не удавалось. Именно это обстоятельство подвигло меня к поиску и изучению материалов, связанных с работой Ильязда над книгами livre dartiste с печатной графикой Пикассо. И чем дальше я продвигался по этому пути, тем все больше и больше прояснялись обстоятельства, являющие собой очевидность особых отношений дружбы и творчества, сложившихся между Ильяздом и Пикассо.

Вице-президент группы компаний ЛАНИТ по социальным проектам Елена Генс:

Эта выставка – первая после ухода моего отца, Георгия Генса, которая откроется уже без него. Тем больше ее эмоциональное значение для нас. Нам очень важно понимать, что то, что он делал, продолжается, и вносить свой вклад. И мы очень рады, что коллекция живет и что наше творческое взаимодействие с Пушкинским музеем тоже растет и развивается.
Выставка была задумана еще при жизни отца. Очень жаль, что он не застал этот первый международный выезд своей коллекции, но то, что это получилось, – один из лучших способов еще раз его вспомнить. Наши работы начали путешествовать по миру, – это новый большой этап для нас. Я очень благодарна Борису Фридману и Марине Лошак за то, что они сделали это возможным. Для меня большая честь и ценность – продолжать не только начатую папой работу, но и теплую творческую дружбу с такими вдохновляющими людьми. Выставка, которую мы сейчас делаем, – тоже иллюстрация многолетней творческой дружбы, получилось почти символично.

СПРАВКА

Борис Фридман — коллекционер, куратор многих выставок изданий livre dartiste, в том числе таких как «Амбруаз Воллар и его художники», «Ильязд. XX век Ильи Зданевича. Из частных и музейных собраний России и Франции», «“Капричос”. Гойя и Дали», «Сюрреализм и livre d’artiste», «Книга художника / Livre d’artiste. Испанская коллекция. Пикассо, Дали, Миро, Грис, Тапьес, Клаве. Из собраний Георгия Генса и Бориса Фридмана», «Пабло Пикассо. Художник и книга», «Скульпторы и livre dartiste».

Livre d’artiste — это особый тип издания литературного текста с иллюстрациями, выполненными в виде оригинальной печатной графики (литография, офорт, ксилография и т.д.). Издание имеет относительно небольшой тираж (от десятков до нескольких сотен экземпляров), отпечатано на специальных сортах бумаги и оформлено определенным образом: как правило, это несброшюрованные листы в коробке или футляре. В большинстве случаев такие издания подписаны автором, художником или издателем. Отличительная черта изданий livre d’artiste в том, что они создаются в первую очередь для показа работы художника, а текст имеет второстепенное значение, являясь своего рода конструкцией, в которой и размещается работа художника.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина — музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний мирового искусства, хранящий памятники, созданные мастерами разных эпох, — от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. Сегодня фонды музея насчитывают около 700 тысяч произведений. Жемчужиной собрания является одна из самых известных в мире коллекций произведений французских импрессионистов и постимпрессионистов.

Дом-музей Пабло Пикассо, Малага (Испания)
Здание, в котором в 1881 году родился Пабло Руис Пикассо, один из самых выдающихся художников ХХ века, превращен в Дом-музей Пабло Пикассо. В 1998 году здесь же расположился Фонд Пикассо. Дом-музей располагает обширной коллекцией графических работ мастера. Под эгидой Фонда Пикассо музей ведет большую работу по изучению творческого наследия испанского художника, регулярно проводятся выставки и научные конференции.

О группе компаний ЛАНИТ
ЛАНИТ – «ЛАборатория Новых Информационных Технологий» – ведущая в России и СНГ многопрофильная группа ИТ-компаний. Создана в 1989 году. В 2019 году отмечает свое тридцатилетие. Рейтинговым агентством RAEX ЛАНИТ признан лидером отечественного рынка информационных и телекоммуникационных технологий. По данным международной компании IDC, занимает первое место по объему выручки среди компаний, оказывающих ИТ-услуги в России. 
ЛАНИТ является партнером более 250 основных мировых производителей оборудования и программных решений в области высоких технологий. Команда ЛАНИТ – более 11 700 человек.
ЛАНИТ активно поддерживает социальные проекты в сфере культуры, искусства, образования. Среди них: серия выставок livre d'artiste в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Центральном выставочном зале «Манеж», музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим», поддержка Международного фестиваля документального кино «ДОКер», сотрудничество с экономическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова, развитие благотворительной программы «Пушкинский – детям детских домов и интернатов». ЛАНИТ – технический партнер Московского драматического театра М.Н. Ермоловой и партнер по информационным технологиям концертного зала «Зарядье».

 

Материал предоставлен пресс-службой компании "Ланит".

12+

Раздел: