В Большом дворце с 20 июня начнет работать выставка «Невероятная Индия. Взгляд из России», рассказывающая, как на протяжении нескольких столетий, начиная с «хождения за три моря» Афанасия Никитина в XV веке и заканчивая дружескими связями между СССР и Индией в веке XX, в российской культуре складывался образ этой загадочной страны.
В экспозиции — более 400 редких экспонатов. Произведения изобразительного и театрального искусства, редкие книги, изделия художественного ремесла и авторские произведения декоративного искусства. Не осталось за кадром и индийское кино, феномен популярности которого в Советском Союзе тоже стал предметом искусствоведческих исследований, — прямо на выставке можно посмотреть отрывки из кинофильмов и кинохронику 1950–1960-х годов.
«Восток — понятие больше культурно-историческое, чем географическое, — говорит генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. — Индия, страна сокровищ и чудес, экзотических фантазий и поиска духовных истин, во все времена обладала особой притягательной силой для русского человека. В нашем выставочном проекте мы предприняли смелую попытку представить общую картину увлечения Индией и познания её культуры и традиций в России на протяжении нескольких столетий».
Майтрея/Maitreya. Николай Рерих. Индия, 1932. Из коллекции Музея Востока
В работе над выставкой «Невероятная Индия. Взгляд из России» приняли участие девятнадцать музеев из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Екатеринбурга и Иванова, две крупнейшие библиотеки страны (Российская государственная в Москве и Российская национальная в Санкт-Петербурге), архивы древних актов (РГАДА) и кинофотодокументов (РГАКФД) и несколько частных коллекционеров. Над проектом трудились специалисты из разных сфер гуманитарного знания: индологи, искусствоведы, историки театра. «Обращаясь к такой обширной и сложной теме, как образ Индии в российской культуре, задумывая выставку и работая над книгой “Индия в культурном пространстве России. XV–XX века”, мы задавались весьма непростыми вопросами, — признается куратор выставки, кандидат искусствоведения Ольга Соснина. — Чем привлекала Индия в разные времена наших соотечественников? Как развивались знания о ее древней культуре? Как менялось ее восприятие в русской, а затем и советской ментальности? Я надеюсь, что посетители музея “Царицыно” откроют для себя много нового, придя на нашу выставку».
Тамара Карсавина в балете «Талисман». Фотография черно-белая на почтовой карточке. Фотоателье «Фотограф императорских театров К.А. Фишер». Санкт-Петербург, не ранее 1909. Из коллекции СПбГМТМИ
Как и любое большое повествование, выставка поделена на главы— каждый из восьми залов посвящен одной теме. Гостей экспозиции встречает видеоинсталляция «Индия — земля древней мудрости и праведности», созданная компании Next.space. Дизайнеры использовали в ней страницы древних манускриптов — «Слова о животных индейских» из Христианской топографии Козьмы Индикоплова и «Физиолога». Средневековые художники, рисовавшие иллюстрации для этих книг, изображали животных, которых никогда не видели сами и знали про них лишь со слов путешественников, и фантазия подсказывала им образы абсолютно невероятных существ: вепреслона, ихелона, мравольва, ноздророга и разных других представителей «индейских» фауны.
«Индийская сказка». Михаил Врубель. Конец XIX века. Россия. Из коллекции Литературного музея
Многие предметы, представленные в экспозиции, были сохранены российскими коллекционерами Петром Щукиным и Дмитрием Бурылиным. Один из главных экспонатов — миниатюры из рукописи «Бабур-наме», созданные в 1590-е годы. Первоначально они были частью коллекции Щукина, к которому они попали через Алексея Морозова, купившего их в 1906 году на ярмарке в Нижнем Новгороде у персидских купцов. В общей сложности сохранилось не менее 500 миниатюр из различных списков «Бабур-наме»; 48 бесценных листов хранятся в Государственном музее Востока в Москве.
Центральное место в экспозиции занимают живописные работы Василия Верещагина из Третьяковской галереи, созданные во время путешествий по Индии в 1870-80-е годы, и полотна Николая Рериха. А еще один необычный экспонат находится в зале с индийским оружием — секира из Ивановского историко-краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина. Коллекционер, меценат и текстильный магнат Дмитрий Бурылин был неординарной личностью. Он собирал индийские (и не только) редкости для музея, который мечтал открыть в родном Иваново-Вознесенске, но планам его помешала революция.
«Среди людей, интересовавшихся историей и философией Индии, были промышленники, этнографы, востоковеды, художники и поэты, — рассказывает куратор выставки. — Преимущественно они приобретали предметы искусства у европейских антикваров и посредников, но некоторые ездили в Индиюсами. В их кругу оказался и цесаревич Николай Александрович, будущий последний русский император Николай II, который провел в Британской Индии 49 дней во время своего путешествия на Восток в 1890–1891 годах. В книге, подготовленной к выставке, впервые публикуются отрывки из его путевых заметок».
Вацлав Нижинский в балете «Синий бог». Фотография черно-белая на почтовой карточке. Фотоателье Walery, Париж, 1980-е. Из коллекции СПбГМТМИ
Индийской теме в русском театрепосвящено отдельное выставочное пространство. Афиши, фотографии, эскизы, костюмы — некоторые из них до этого момента никогда и нигде не экспонировались. Например, два отреставрированных костюма из забытой, к сожалению, оперы «Фераморс» Антона Рубинштейна, поставленнойв Мариинском театре в 1898 году, или индийский костюм Майи Плисецкой, подаренный ей Джавахарлалом Неру в 1955-м во время официального визита в Москву. Оба экспоната предоставлены Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства. В экспозиции можно увидеть эскиз Льва Бакста к легендарному балету Мариуса Петипа 1877 года «Баядерка» и подлинные фотографии конца XIX века: Вацлава Нижинского в балете «Синий бог», Анну Павлову в «Баядерке», исполнителей главных партий в операх на индийские сюжеты и многое другое.
В зале «Индия духа: искатели истины» — скульптурные изображения аскетов, факиров, отшельников и различных индуистских богов (Шивы, Лакшми, Сарасвати, Гаруды, Ганеши и Ханумана) из Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры). По соседству — зал «Дети, звери и джунгли», пол в котором застелен коврами, на экране крутятся отрывки из «индийских» мультипликационных шедевров советского времени, по стенам развешаны эскизы Леонида Шварцмана и Александра Винокурова к фильмам «Маугли», «Золотая антилопа» и «Рикки-Тикки-Тави» из архива «Союзмультфильма», а в витринах выставлены скульптуры художника-анималиста Василия Ватагина из коллекции Третьяковской галереи.
Эскиз костюма Баядерки с павлином к балету «Синий бог». Лев Бакст. Франция, 1911. Из коллекции СПбГМТМИ
Дружескому сближению двух стран в середине XX века посвящен предпоследний выставочный зал сработами российских художников, побывавших в Индии, и дарами политических лидеров Индии Никите Хрущеву. Здесь же показана часть коллекции индийских тканей и предметов декоративного искусства из Музея Востока, которые в советское время экспонировались на выставках в СССР и затем были оставлены в качестве дара в фондах российских музеев.
Последний зал посвящен Болливуду, и здесь помимо документальной кинохроники 1950–60-х годов можно увидеть фрагменты из кинофильмов (например, из знаменитой эпопеи «Хождение за три моря», снятой совместно советскими и индийскими кинематографистами в 1958 году).
Анна Павлова в балете «Баядерка». Фотография черно-белая на почтовой карточке. Фотоателье «Фотограф императорских театров К.А. Фишер». Санкт-Петербург, не ранее 1909. Из коллекции СПбГМТМИ
Выставка «Невероятная Индия. Взгляд из России» продолжает серию просветительских проектов музея-заповедника «Царицыно», исследующих ориентальную тему в русском искусстве: «Панорама империй: Путешествие на Восток цесаревича Николая Александровича. 1890–1891» (выставка проходила в 2010–2011 годы), «Воображаемый Восток: Китай по-русски. XVIII — начало XX века» (в 2016 году) и «Пламень и нега Востока. Турецкая тема в русской культуре 1760–1840-х годов» (в 2018-м). Культурный диалог между Россией и Индией остается актуальным на протяжении столетий. Новая выставка не только показывает, насколько глубоким и сильным было проникновение индийских ценностей в отечественную культуру, но и рассказывает, как в России, а позднее и в СССР об Индии мечтали, Индию постигали, с Индией взаимодействовали.
Кураторвыставки подготовила книгу «Индия в культурном пространстве России. XV–XX века», в которойвоссоздана масштабная картина усвоения отечественной культурой индийского наследия — от древних учений и уникальных артефактов до кинематографа. Статьи сопровождаются изображениями предметов из российских музеев, библиотек, архивов и частных собраний, среди которых есть и те, что представлены на выставке в «Царицыне», и те, что в экспозицию не вошли.
Кувшин «афтафа». Неизвестный автор. Индия, Бомбейская школа искусств ДжамситджиДжиджибхоя. XIX век
Куратор выставки: Ольга Соснина, кандидат искусствоведения
Художник выставки: Юлия Наполова, бюро PS Culture
Партнеры проекта: Государственный музей Востока (Москва), Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии наук (Санкт-Петербург)
Выставка «Невероятная Индия. Взгляд из России»
20 июня — 22 октября 2023
Торжественное открытие - 19 июня 2023 года
12+
Музей-заповедник «Царицыно» — исторический дворцовый комплекс XVIII века, построенный в неоготическом стиле архитекторами Василием Баженовым и Матвеем Казаковым для императрицы Екатерины II. Фонды музея составляют около 60000 предметов. В дворцовых залах размещено шесть постоянных экспозиций. Ежегодно проводится около 20 временных выставок, 150 концертов и несколько крупных фестивалей. «Царицыно» занял седьмое место в Рейтинге посещаемости российских музеев за 2022 год The Art Newspaper. Территория «Царицына» является заповедной природной зоной,ежегодно его посещают около 7 миллионов человек.tsaritsyno-museum.ru