В музее-заповеднике «Царицыно» 9 августа открывается выставка о жизни и творчестве московских художников — Владимира Петрова и Натальи Полторацкой. Omniapermanus — так подписывались в Средние века художники, которые работали без подмастерьев и помощи других мастеров. «Всё своими руками» — именно так сегодня работают Петров и Полторацкая.
Выставку-посвящение, на которой можно увидеть более 200 работ, собрала дочь художников — керамист и куратор Татьяна Пунанс. В экспозиции — крупные пространственные объекты, керамические пласты, графические листы, живопись и медали из бронзы и фарфора, в том числе из коллекции музея и частных собраний.
«Родители — главные учителя, — рассказывает Татьяна. — Они гораздо больше мне дали, чем все учебные заведения, в которых я училась, вместе взятые. Ежедневный пример, ежедневный разговор. Я постоянно видела рядом с собой упорно работающих людей — художников, чьё влияние распространялось далеко за пределы дома».
Петров и Полторацкая познакомились в конце 1960-х. Будучи оба выпускниками Строгановки, они оказались в одной творческой группе. До этого Натальязанималась графикой, а Владимир— керамикой. Совместная работа началась позднее, когда художникам стали поступать заказы на оформление общественных пространств. Придумывать, как украсить колонны в ЗАГСе, какой рельеф изобразить на стене в библиотеке, создать масштабное панно или большую скульптурную группу, подготовить эскизы, провести встречу с заказчиками, успеть съездить на фарфоровый завод — все это намного проще было делать вдвоем, чем в одиночку. Вместе художники оформили многие интерьеры общественных мест в Москве — например, библиотеку ВАСХНИЛ, гостиницу «Измайлово» и Институт стоматологии.
По задумке куратора, у выставки несколько акцентов. Но главный состоит в том, что Владимир Петров и Наталья Полторацкая — это творческая пара. Обычно женщина жертвует собой, своим талантом и профессией, если понимает, что рядом с ней значительная величина и большой художник. «Но у родителей все было иначе, — говорит Татьяна Пунанс. — Понятно, что мама, как художник, несравнимо меньше работала, потому что много внимания уделяла семье и дому. Но с папой у них всегда были партнёрские отношения, и в совместной работе её голос играл важную роль».
У каждого — свой набор любимых тем. Например, у Петрова одна из таких тем — это преодоление. И на выставке, к примеру, можно увидеть серию под названием «Загнанный волк», которая отчасти посвящена 1990-м годам, когда положение художников-прикладников осложнилосьна фоне закрытия творческих комбинатов и заводов, и одновременно одной конкретной собаке, доберману-пинчеру по кличке Кутя, прожившей в семье художников более десяти лет. У Натальи Полторацкой — это керамические пласты, особый жанр в искусстве, в котором работали очень немногие советские керамисты. На выставке будет более 30 пластов Полторацкой, и их, как считает куратор, нужно как будто «листать», просматривая один за другим.
На выставке есть «тёмная комната», в которой находится пространственная инсталляция, собранная из работ обоих авторов. В зале звучит стихотворение Бориса Пастернака «Ночь»: «Не спи, не спи, художник, / Не предавайся сну. / Ты — вечности заложник / У времени в плену». Речь в нем — о внутренней пружине, которая есть внутри любого творческого человека и которая не дает ему предаваться унынию, заставляя постоянно искать новые горизонты. «Я считаю, крайне важно познакомить современников с поколением художников, которые уже стали классиками, — говорит куратор выставки Татьяна Пунанс. — Показать, что это не какие-то ходячие учебники, а весьма очаровательные люди, прекрасные преподаватели, художники, одинаково хорошо ладящие с глиной, карандашом и масляными красками. Это пример того, как интересно можно прожить жизнь».
Выставка открыта в Большом дворце с 9 августа по 6 ноября 2022 года.