София Сесилия Калос, более известная как Мария Каллас родилась 2 декабря 1923 в Нью-Йорке.
Она считалась самой талантливой певицей в истории оперы. Её голос и красота покоряли. Никто бы и подумать не мог, что её жизнь — это не история успеха, а трагедия.
Мария Каллас родилась в семье греческих иммигрантов. Во время беременности Софией, Литса потеряла маленького сына Василиса от менингита и отчаянно надеялась, что еще один мальчик заполнит пустоту. У семьи уже была взрослая дочь. Но родилась девочка, которую крестили и как Софию, и как Кекилию-Сесилию, и как Марию — чтобы у ребенка было побольше святых покровительниц. Мама предпочитала называть дочь Марией.
Когда Марии исполнилось три года, семья начала замечать, что у их скромной маленькой девочки невероятный голос. Мать Марии сама обладала прекрасным голосом, в юности мечтала стать певицей и, глядя на трёхлетнюю вопящую дочь, вдруг подумала, что могла бы воплотить свои мечты в ней. С этого моментажизнь Марии изменилась. Если раньше родители ее почти не замечали, то теперь посвящали ей все свое время. Часы прослушивания классической музыки. Распевание вместо детских песенок арий и романсов. Игра на фортепиано с пяти лет, профессиональный педагог — с восьми.
В конце 1930-х годов родители Марии разошлись, и мать с дочерьми вернулась в Грецию. Никакого чуда в голосе Марии экзаменационная комиссия в консерватории не заметила, и девочка экзамены провалила. Однако мать договорилась об уроках вокала и греческого языка, которого Мария не знала. В конце концов она попала к легендарной сопрано Эльвире де Идальго, которая обучала девочку таинственному искусству бельканто, манере пения 18 века, подчеркивающей эмоциональную связь с музыкой.
В 1941 году на сцене Афинской оперы состоялся дебют девушки из Америки. Собственно говоря, дебют этот был никем не запланирован: заболела исполнительница главной роли в «Тоске», и решено было заменить её обладательницей чудесного яркого сопрано Марией Каллас. Публика была в восторге, а по окончании представления устроила грандиозные овации. «Идеальный голос! Божественный голос!» писали на следующее утро в афинских газетах.
Правда первому выходу на сцену предшествовала неприятная сцена - Прямо перед выходом на сцену Мария услышала фразу, сказанную одним из работников Афинской оперы: «Разве такой слонихе под силу будет спеть Тоску?» То что произошло дальше поразило присутствующих за кулисами: в несколько ударов Мария «обработала» оскорбителю лицо кулаками, разбив нос, и разорвала рубашку, а затем, как ни в чём не бывало, с нужным выражением лица выплыла на сцену и спела первую арию.
После партии «Тоски» Мария стала знаменитой.
В середине 1940-х годов, живя в Вероне и строя оперную карьеру, 24-летняя певица познакомилась с богатым промышленником Джованни Менегини, который был на 26 лет старше ее. В 1949 году Мария официально вышла замуж за Джованни, и даже сменила сценический псевдоним на Мария Менегини Каллас. Несмотря на бурный роман, в их отношениях был и расчет. Мария его не любила — но он подкупал умением заботиться, пылкой любовью…
Джованни бросил руководство компанией и всего себя посвятил своей Марии. Он стал её администратором, продюсером, секретарём. Марии не надо было больше ни о чём беспокоиться, только петь и отдыхать между выступлениями. Их брак казался безмятежным.
Однажды в театре произошло ЧП и Каллас сообщили, что она должна исполнить две совершенно разные партии с разницей в несколько дней. Настоящее безумие, и все это знали. Но Каллас взорвала оба спектакля, заставив даже самых суровых критиков отметить, что она сделала почти невозможное. С разницей в несколько дней Мария Каллас исполнила несовместимые в вокальном отношении партии Брунгильды в "Валькирии" Вагнера и Эльвиры в "Пуританах" Беллини. Практически за один вечер Каллас превратилась из чрезвычайно талантливой в культовую певицу.
Когда есть голос, тебе простится всё, поняла Мария, но… Через десять лет в газетах перестали обсуждать её пение и принялись удивляться «слоновьим ногам Аиды». Голос не исчез, не ухудшился, но его перестали замечать — публика становилась всё требовательнее ко внешнему виду артисток. Марии пришлось сесть на жёсткую диету, чтобы сохранить за собой возможность играть первые роли. За следующие 4 года она потеряла 35 кг.
Так как к этому времени уже достаточно хорошо развилась звукозапись, то в добавок к ее голосу стали охотно тиражировать её фотопортреты: она оказалась обладательницей одновременно классической и экзотической красоты: истинной греческой.
В самом знаменитом театре мира — миланском «Ла Скала» — Каллас появилась в 1951 году, исполнив партию Елены в «Сицилийской вечерне» Дж. Верди.
Казалось, что в оперных партиях Каллас проживает кусочки своей жизни. Одновременно она отражала и женскую судьбу вообще, любовь и страдания, радость и печаль. Образы Каллас всегда были полны трагизма. Ее любимыми операми были "Травиата" Верди и "Норма" Беллини, т.к. их героини приносят себя в жертву любви и этим очищают душу.
В 1956 году ее ждет триумф в городе, где она родилась, — в «Метрополитен-опера» специально подготовили для дебюта Каллас новую постановку «Нормы» Беллини. Эту партию наряду с Лючией ди Ламмермур в одноименной опере Доницетти критики тех лет причисляют к высшим достижениям артистки.
На протяжении семнадцати лет Каллас пела практически не жалея себя. Исполнила около сорока партий, выступив на сцене более 600 раз. Кроме того, непрерывно записывалась на пластинки, делала специальные концертные записи, пела на радио и телевидении.
Но не все было так безоблачно. Примерно в то же время, вместе с весом Каллас начала терять голос. Хотя никто не может точно знать, что вызвало эту беду, многие связывают это именно с похудением. Это была слишком болезненная и мучительная потеря.
5 июля 1965 года в Королевском оперном театре Лондона Каллас завершила сценическую карьеру в роли Тоски в постановке Франко Дзеффирелли с участием ее друга Тито Гобби.
В 1957 году Каллас на роскошной вечеринке познакомилась с греческим судоходным магнатом Аристотелем Онассисом. И хотя она все еще была замужем за Джованни Менегини, Мария не смогла устоять перед Онассисом, и вскоре у пары завязался жаркий роман. Через два года она объявила о разрыве своего брака, одновременно забрав у Менегини право заниматься ее карьерой. Каллас отказалась почти от всего, чтобы быть с Аристотелем. Они были неразлучны более десяти лет, но их любовь была полна трагедий, остававшихся в тайне.
Хотя бывший муж Каллас Менегини утверждал, что она не могла иметь детей, есть свидетельства того, что Каллас забеременела от Онассиса и то ли у нее случился выкидыш, то ли, согласно гораздо более драматичной, но менее доказанной версии, она родила сына, но он прожил всего несколько часов.
В 1963 году Аристотель Онассис отправился в одно из своих многочисленных путешествий на яхте, но на этот раз он не взял с собой Каллас. Вместо этого Онассис пригласил первую леди США Джеки Кеннеди. Якобы он хотел помочь женщине пережить потерю ее сына Патрика. А в 1968 году сделал Джеки Кеннеди официальное предложение. Дело в том, что официально Каллас и Онассис никогда не были женаты.
В 1969 году Мария Каллас принимает приглашение Пьера Пазолини, сняться в роли Медеи. Режиссер неслучайно останавливает свой выбор на певице. Ему было нужно античное лицо — и ему нужен античный, трагичный, древний характер. Каллас кажется ему идеальной. Она сама — словно персонаж древней трагедии. Для Каллас роль Медеи оказалась единственной ролью в кино.
Последний раз голос Каллас звучал на концерте в Саппоро 11 ноября 1974 года. Вернувшись в Париж после этих гастролей, Каллас фактически больше не покидала своей квартиры.
В 1975 году умирает Аристотель Онассис. Каллас была опустошена. Без Онассиса Мария стала оболочкой своего прежнего огненного «я». Согласно одному источнику, она проводила время, слушая свои старые записи и заново переживая дни своей славы. «Поскольку я потеряла голос, я хочу умереть. Что я без голоса? Ничего», — призналась она однажды своей сестре Джеки.
Мария Каллас умерла 16 сентября 1977 года от сердечного приступа в возрасте всего 53 лет. Причиной смерти Каллас стала легочная эмболия.
Оперная дива была кремирована, и ее прах был помещен в колумбарий на парижском кладбище Пер-Лашез. После того как урна была украдена, а позже обнаружена, весной 1979 года прах Марии Каллас был развеян в Эгейском море, у берегов Греции, согласно ее желанию.
В 2010 году два итальянских врача заявили, что в смерти Каллас виновата дегенеративная болезнь голосовых связок. Это был внезапный, преждевременный конец, который подходил для либретто трагической оперы и, следовательно, подходил для одной из самых легендарных оперных див.