«Самым загадочным местом в организме человека является мозг.
Строение его темно, а функции ещё темнее...» ⠀
С. Проханов⠀
Постановка в жанре исторической драмы о двух великих гроссмейстерах 20-го века - кубинце Хосе Рауле Капабланке и русском гение Александре Алехине. Одним с рождения даётся все легко, они идут по жизни, словно танцуя, одерживают победу за победой, красиво и непринужденно. Другим приходится добиваться всего ценой неимоверного труда и усилий, вырывая удачу у жизни ногтями. Такими были они - баловень судьбы Капабланка и фанатичный скрупулёзный Алехин.
В спектакле тонко переплетены этапы знаменитой «дуэли» за звание чемпиона мира 1927 года и не менее интересные и интригующие факты их биографий. В жизни этих гроссмейстеров было все - страсть и ненависть, любовь и предательство, ошеломляющий успех и горечь поражения…
Это история противостояния двух умов, двух культур, двух судеб. Они были противоположностями, но одно их объединяло: век этих двух великих шахматистов был ярким, но быстротечным, подобно жизни нежных алых цветков мака.
Спектакль при участии потрясающих актеров: Елены Кондулайнен, Александра Пескова, Олега Марусева, Максима Щёголева и многих других.
В спектакле принимают участие воспитанники детской театральной студии «Маленькая Луна».
Интересные факты из жизни великого кубинского шахматиста Хосе Рауля Капабланки-и-Граупера.
Капабланка родился 19 ноября 1888 года в Гаване, в то время административном центре испанской колонии (Куба получила независимость через десять лет в результате войны с Испанией), в семье офицера Хосе Марии Капабланки и Марии Граупера. В автобиографии Капабланка позднее рассказывал, что научился играть в шахматы в четырёхлетнем возрасте, наблюдая за игрой своего отца с сослуживцем. На третий день он выучил, как ходят фигуры, и во время одной из партий обратил внимание отца, что тот сделал ход не по правилам. В тот же день он сыграл с отцом партию и обыграл его. Эту же историю с небольшими отличиями Капабланка однажды описал в журнальной статье. При этом биографы Капабланки Макс Эйве и Лодевейк Принс, также ссылаясь на слова самого кубинца, называют всю историю вымышленной.
Капабланка впервые бросил вызов Ласкеру ещё в 1911 году после победы в Сан-Себастьяне. В январе 1920 года в Гааге при посредничестве правления Голландского шахматного союза наконец было подписано соглашение о проведении матча. В июне того же года Ласкер, не желавший играть матч, опубликовал заявление, в котором сообщал, что отказывается от звания чемпиона мира и передаёт его Капабланке. По словам Ласкера, Капабланка завоевал звание, «не формальным вызовом, но своим выдающимся мастерством».
Матч Капабланки против Алехина 1927 года за звание чемпиона проходил на основе условий Лондонского протокола, инициированного в 1922 году самим кубинцем. Алехин сумел найти большие по тем временам деньги (около $10 тыс.) и бросил вызов легенде шахмат. Капабланка не уделил должного внимания своей подготовке к борьбе с сильным противником и поплатился за это уступив со счетом 15,5:18,5.
Как одну из основных причин поражения многие указывают обычную для Капабланки небрежность в подготовке к соревнованиям. Он никогда не изучал стиль соперников, не работал над дебютами, и матч на первенство мира не стал исключением, в то время как Алехин тщательно готовился к матчу, что и проявилось во время поединка...
Исторический шахматный поединок 1927 года:
В 1927 Алехин участвовал в шестерном международном турнире, где занял 2 место вслед за Капабланкой, затем победил на международном турнире в Кечкемете, подойдя к матчу за мировое первенство на пике своей спортивной формы.
Предстоящий матч вызвал огромный интерес. Газеты наперебой гадали, как претендент намерен победить «мыслящую машину», «шахматный автомат в образе человека», которым представляли Капабланку. Большинство склонялось в пользу Капабланки, даже многие болельщики Алехина. Так, Шпильман, искренне болевший за претендента, тем не менее, полагал, что Алехин не сможет выиграть ни одной партии.
Сам Алехин отнюдь не рассчитывал на везение. В течение нескольких предыдущих лет он внимательно изучал все партии Капабланки, отыскивая в них неточности и планируя будущий матч. Результаты анализа (описанные позже Алехиным в одной из книг) оказались довольно интересными: Алехин нашёл, что Капабланка вовсе не безупречен. Он действительно очень точен, но всё-таки допускает просчёты. Алехин заключает: бесполезно пытаться выиграть у Капабланки, применяя дебютные новинки, в таких ситуациях чемпион, как правило, играет безупречно.
Однако в середине партии Капабланку может подводить его легендарная интуиция - быстрота схватывания позиции парадоксальным образом приводит к тому, что чемпион считает наилучшими именно те ходы, которые он заметил сразу, и может просмотреть неочевидное продолжение, если оно не было обнаружено интуитивно. Наибольшее же количество ошибок, по мнению Алехина, Капабланка допускает в эндшпиле.
Матч с Х. Р. Капабланкой состоялся, как и было запланировано, в 1927 году в Буэнос-Айресе. Алехин выиграл 6 партий, 3 проиграл, 25 свёл вничью, став четвёртым чемпионом мира. Матч показал исключительное самообладание русского шахматиста, который до Буэнос-Айреса ни разу не выигрывал у гениального кубинца (а проигрывал ему трижды).
Вскоре после начала матча у Алехина началось воспаление надкостницы - чтобы не брать тайм-аута (а матч игрался без ограничения числа партий - до шести побед) Алехин потребовал у доктора удалить ему сразу несколько зубов. Боль стихла - и Алехин продолжил побеждать. В 34-м туре при счёте 5:3 партия была отложена в позиции, где Алехин имел преимущество в две пешки.
На доигрывание Капабланка не явился, вместо этого прислав письмо, в котором объявлял о сдаче и поздравлял Алехина с победой.
Фото: пресс-служба