Сталин, МХАТ и все-все-все

Аватар пользователя Михаил Брацило
Чудесный грузин

11 и 12 июня МХАТ им. М. Горького завершил 123-й сезон премьерой «Чудесный грузин». О новой постановке стали писать и говорить задолго до того, как ее увидели зрители: и фигура Сталина, и участие в спектакле Ольги Бузовой, и сама история, документальных свидетельств которой фактически не осталось в архивах – все это привело к тому, что «Чудесный грузин» обсуждают даже те, кто далек от театрального искусства.

Эдуард Бояков, художественный руководитель МХАТ им. М. Горького:

Пьеса Андрея Назарова оказалась очень важной для театра. Автор очень глубоко и емко показал, что нужно платить за победы, подобные той, которую одержал Сталин в Батуме или на ХIII съезде РКП(б): когда ты жертвуешь ферзя, устраиваешь этот блеф — ты не только платишь фигурой и репутацией, ты платишь любовью, человеческими сутевыми вещами, разрушая тем самым жизненный уклад людей. При этом представители традиционного общества — три человека, являющиеся абсолютно чистыми, романтичными, прекрасными — отец Сильвестр Ломджария, его сын и дочь — погибают. Для меня это смерть традиционного общества. Художественное решение спектакля — грузинское многоголосье, лезгинка, бои, живая национальная музыка — это не попытка заинтересовать зрителя, это как раз исследование традиционного общества, где люди сидят за столом, и трапеза их является продолжением литургии, общества, где люди поют, танцуют, как дышат, читают и пишут стихи, рассуждают о Боге, потому что не могут этого не делать, где понятия чести, дружбы, верности, правды являются священными. Именно разрушение этого общества доставляет боль. Задача художника, если мы имеем в виду спектакль «Чудесный грузин», как раз в провокации, в приглашении к полемике. То, что мы не сталинисты, очевидно. То, что мы видим в этой истории зарождение дьявольского цинизма, это очевидно. Мы исследуем, мы ставим вопросы. А обсуждать этот спектакль, эти идеи — задача зрителей.

Рената Сотириади, режиссер:

Мне бы очень хотелось, чтобы зрители после просмотра спектакля «Чудесный грузин» поняли главное: как легко манипулировать человеком и к каким страшным последствиям это приводит. Мне как режиссеру интересно создавать спектакль не только о незаурядной личности, уже сформировавшемся человеке, но и исследовать становление такой личности, увидеть, на примере Джугашвили, как семинарист-романтик, ходивший с мамой по воскресеньям в церковь, знавший практически наизусть Писание и Псалтырь, превратился в Сталина, которого мы знаем.

Сталин обладал феноменальной памятью и дьявольским умением управлять толпой, умел использовать страх и слабости человека, он видел людей насквозь, буквально сканировал их. И легко ими манипулировал. Поэтому он за очень короткое время смог составить и осуществить свой дерзкий план, организовать массовые беспорядки. Его появление — начало трагических событий в Батуме, а затем и на Кавказе. Конечно, наш спектакль не только о становлении Сталина. То, что произошло в Батуме в 1902 году, легко проецируется и на сегодняшний день: так же манипулируют молодыми ребятами, их так же обманывают, используя в своих корыстных целях порыв молодых романтиков бороться за социальную справедливость.

Андрей Назаров, автор пьесы:

Сталин — это человек очень волевой: что говорил, то и делал. Это человек особого практического ума, как его называют некоторые историки — суперменеджер. В нашей истории главный герой Иосиф говорит далеко не все, что думает. Он большевик с определенным жизненным опытом, но он еще очень молодой человек. В тот момент, когда он приезжает в Батум, он оценивает обстановку, разрабатывает план действий и начинает его осуществлять. Кроме того, он приезжает в один Батум, а уезжает из другого Батума, сделав свое черное дело: превратив уютный теплый мирок с вином, с морем, с красками, в котором каждый мечтал бы жить, во что-то страшное. Изменяется мир — изменяется и Иосиф. В конечном счете эта пьеса - путь предательства, потому что люди, с которыми он сталкивается, все становятся его инструментами, и человеческие отношения для руководителей такого склада ничего не значат: если есть задание сверху, будут преданы все. Иосиф Сталин не очень рад был вспоминать то время по причинам, которые обозначены в пьесе. Об этом времени не осталось ничего, никаких документальных свидетельств, кроме общеизвестной информации. Восстановить это невозможно. Колесо прокатилось по архивам и уничтожило все реальные факты. Наша история интересна прежде всего анализом индивидуальных изменений личности. Но она является и неким предупреждением. Мирок, который существует в начале пьесы с милым рабочим движением, с посиделками, с цитированием Карла Маркса, с тостами за победу над империализмом, — так все это могло бы и продолжаться, если бы не появилось малое количество других людей: всего 20—25 тысяч большевиков совершили октябрьскую революцию.

Георгий Иобадзе, исполнитель роли молодого Сталина:

Наш спектакль «Чудесный грузин» не документальный, а художественный, поэтому здесь много фантазии. Мне, конечно, интересна эта личность. Я изучал материалы той эпохи, воспоминания. Какой мой Сталин? Мне бы хотелось это услышать от зрителей, я не люблю рассказывать про своих героев. Мне всегда интересно, когда зритель рассказывает про мой персонаж после спектакля, и тогда я радуюсь, если это совпадает с тем, что я вложил в роль, а впрочем — даже если не совпадает с моим видением.

Ольга Бузова, исполнительница роли Беллы Шанталь:

Любовь к театру привела меня на сцену МХАТ имени Горького. И сейчас я только открываю для себя мир театра. Актер — сложная профессия. МХАТ — отдельный мир, в котором ребята живут почти круглосуточно. Я уже играла в театре, и опыт я получала непосредственно на сцене. Это очень многое мне дало, но сейчас я понимаю, что именно образования мне не хватает. Сейчас я погрузилась в этот мир: так же круглосуточно работаю со всеми остальными артистами, хожу на занятия по сценической речи и вокалу. В процессе работы мы разбираем каждый взгляд, каждую строчку, каждое появление персонажа. И даже когда моя героиня молчит, тишина таит в себе определенный смысл.

Максим Бойцов, исполнитель роли Ленина:

Спектакль очень масштабный, яркий, колоритный. В нем показан Кавказ, где собраны разные народности, разные культуры, и я думаю, что это будет очень запоминающаяся постановка. На мой взгляд, Ленин — это своего рода взрослый Базаров. Он отличается от Сталина, он совсем другого типа. Сталин стоит на почве, которую подготовил Ленин, Сталин строит свое государство, свою власть. Я думаю, что Ленин был намного жестче других революционных вождей, с красным террором, с убийством царской семьи. Я читал, что в советское время артистам было очень страшно играть вождей: нужно было попасть в десятку. Передо мной ставилась задача добиться и внешнего сходства и внутреннего соответствия, но мы все равно за основу моей роли берем «маску Ленина», а не самого Владимира Ильича. Мой персонаж в пьесе оправдывает то, что совершается в Батуме, объясняет то, что делает Сталин и его окружение, ради какой цели. Реплики моего персонажа — это реальные цитаты из статей самого Ленина. Если говорить обо мне лично, я отношусь к фигуре Ленина неоднозначно. Он не был полжизни в России, все время находился за границей, написал немало фундаментальных трудов, кстати, актуальных и сейчас для всех этих оранжевых революций, для организаторов протестного движения, все это согласуется с работами Ленина: как взаимодействовать с полицией, как выходить на восстания. Самое главное, что из этого всего нужно понять и вынести для себя, я лично для себя вынес: любая революция или восстание несет за собой горе, смерть и голод. Я очень надеюсь, что я и моя семья не застанем такие времена в будущем.

Ирина Титоренко, художник-постановщик:

Для меня, как художника, «Чудесный грузин» стал настоящим вызовом. Бешеное биение пульса пьесы, ее ритм, кинематографическая по скорости смена мест действия и персонажей продиктовали сценическое решение: нет времени на перемену декораций, на вращение круга, на какие-либо «механические» действия. Все — мгновенно и единовременно! Появление Сталина в Батуме закончилось разрушением человеческих судеб, семей, да и унесло жизни некоторых героев — передернуло всю спокойную и мирную жизнь. Можно было бы проиллюстрировать это и в декорациях, но… хотелось, чтобы в «фокусе» оказалось другое: поистине нечеловеческая изощренность Сталина, изобретательность, владение многоходовыми комбинациями, способность управлять человеческими массами, умение разделить, подчинить и возвыситься, не считаясь с потерями. Надеюсь, нам удастся «осветить» для зрителя один из эпизодов жизни Сталина. Не знаю, позволит ли спектакль еще кому-то ответить на вопросы «как» и «почему». Но я свои ответы получила.

Фото: пресс служба МХАТ им. М.Горького

Раздел: