Мультикультурный просветительский проект, созданный Евгенией Кривицкой – профессором, лауреатом Премии Москвы, Петром Татарицким – режиссером, актером, лауреатом Премии Москвы и Российской национальной музыкальной премии «Овация» и командой Нижегородского оперного театра во главе с художественным руководителем Александром Топловым, приурочен к 800-летию города и со дня рождения Александра Невского.
По авторскому замыслу на театральной сцене сплелись воедино балет, опера, хор, оркестр, орган, драматическое искусство и звучащее слово.
В ярком эмоциональном действе ожили страницы героических событий истории Руси. На сцену вышел сам Князь Дмитрий Пожарский, воплощенный солистом оперы Александром Сильчуком, Козьма Минин – в исполнении Олега Федоненко, отец Авраамий – Алексей Кошелев, Ярославна и Игуменья – Екатерина Ясинская, Барыня – Ольга Борисова, Крестьянка – Анастасия Машковцева, Рустам Касимов исполнил арию «Величавая» из оперы «Война и мир» С. Прокофьева. Программу украсили балетные номера: новая редакция «Половецких плясок» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина и хоровод и танец русичей на музыку Э. Направника из редкозвучащей оперы «Нижегородцы».
В программе прозвучали сочинения композиторов М. Глинки, А. Бородина, С. Прокофьева, Н. Черепнина, С. Екимова, старинный неофициальный гимн Государства Российского «Гром победы, раздавайся!» О. Козловского. Литературная часть была построена на страницах из «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», поэзии А.Пушкина, А. Майкова, А. Блока, строфах К. Филипповой. Драматическую канву перипетий далекого прошлого нижегородской земли представили на сцене фрагменты либретто М. Булгакова к опере «Минин и Пожарский» Б.Асафьева, никогда ранее не воспроизведенные.
Впервые, в качестве мировой премьеры, были представлены фрагменты музыкальной саги «Русский Бал на четыре столетия» композитора Лоры Квинт и автора пьесы и стихов Николая Денисова. Особенной радостью стало присутствие на вечере самих авторов.
Орган, установленный прямо на сцене, произвел фурор, зазвучав узнаваемым соло «Танец Рыцарей» из музыки балета «Ромео и Джульеттеа», в это время на экране демонстрировались кадры сражения из легендарного фильма «Александр Невский», Сергея Эйзенштейна и Дмитрия Васильева. Инструмент динамически и темброво сочетался со звучанием оркестра, чтеца, солистов.
Красочной доминантой действия стали хореографические номера: в новой редакции были показаны знаменитые «Половецкие пляски», хореографы Морихиро Ивата и Леонид Сычев придали сцене больше жесткой, стремительной энергии, а сцена-пляска из оперы Э. Направника была проникнута поистине народным вольным духом.
Также для более полного погружения в тему, в фойе театра была представлена экспозиция, посвященная Александру Невскому, созданная Музеем книги Нижегородской областной библиотеки имени В.И. Ленина.
Зал награждал овациями каждый номер, а в конце действа зрители поднялись со своих мест и аплодировали стоя, выражая горячую поддержку и благодарность авторам и исполнителям.
«Наше героическое действо «За Русь святую!..» получило триумфальный прием. Зал встал на финальное «Славься» Глинки, как встают при звуках песен «День Победы» или «Поклонимся великим тем годам». И стоя, апплодировал, выражая единошный порыв. Нижегородский театр оперы и балета в этот вечер стал чем-то большим, почти храмом, где совершилась подлинная мистерия», - поделилась впечатлениями Евгения Кривицкая.
«Восхищена профессионализмом и пониманием творческих задач всей труппы театра! С замиранием сердца, вместе с залом следила за мастерством хора, балета и, конечно же, солистов! Особенно поразило пение Анастасии Машковцевой! Думаю, что у нее большое будущее! Уверена, что под руководством Маэстро Александра Топлова театр завоюет новые творческие высоты!! Я счастлива, что именно этот коллектив дал жизнь моей музыкальной саге "Русский бал на четыре столетия". А ликование зрителей и артистов в финале продемонстрировало, насколько истосковались россияне по настоящим патриотическим эмоциям, рождающимися не по политическому заказу, а по зову сердца, по действу, основанному на серьезной музыке и великих стихах», - сказала композитор Лора Квинт.
Фото: пресс-служба театра