11 ноября на телеканале «Россия 1» стартовал новый, пятый по счету, сезон Всероссийского конкурса юных талантов «Синяя Птица». О том, как менялось шоу за это время и музыкальных сюрпризах, ожидающих и участников, и зрителей в новом сезоне рассказывает дирижер оркестра ВГТРК Юрий Медяник.
— Юрий, вы уже в четвертый раз руководите оркестром музыкального конкурса. Скажите, пожалуйста, с какими чувствами и эмоциями вы встречаете новый сезон шоу?
— Мне, конечно, каждый раз очень волнительно участвовать в этом проекте, поскольку многие ребята именно на шоу «Синяя Птица» впервые выступают с живым оркестром, а не под записанную фонограмму. И такое выступление остается в памяти на всю жизнь. И у родителей, и у детей. Для меня и музыкантов оркестра участие в «Синей Птице» — это огромная ответственность. Каждый раз, каждый сезон, на каждом выступлении мы с музыкантами должны выложиться на все 100 процентов, чтобы и ребенок, и родители, и педагоги, и зрители были удовлетворены выступлением.
— Чем новый сезон отличается от предыдущих?
— Прошлый сезон был специальным, посвященный фильму «Последний богатырь». Поэтому было задействовано много тематических декораций, ответвлений сюжета, намеков и реминисценций. Нынешний сезон — аутентичный.
— Вы сказали, что для многих детей конкурс «Синяя Птица» - это первоевыступление с оркестром. Насколько им удается раскрепоститься на сцене? Не чувствуют ли дети скованности и зажатости? Что им помогает раскрыться?
— Раскрыться помогает доброжелательное отношение, с которым мы, музыканты оркестра, относимся к выступающим юным артистам. Поэтому я как дирижер отвечаю не только за музыку на «Синей Птице», но еще и за доброе отношение к детям. Ведь оно возникает с самой первой репетиции, на которую приходит юный артист, и продолжается до заключительного выступления на гала-концерте. Этому помогают и шутки, и прибаутки, и улыбки…
— На «Синей Птице» выступления детей оценивает профессиональное и компетентное жюри. А ваша оценка дирижера совпадает с мнением жюри?
— Как правило, мои оценки совпадают с оценками жюри. Но жюри, безусловно, компетентное и профессиональное, слушает каждый номер один раз. А я знаю, какая подготовка и какой труд стоит за каждым выступлением. Когда члены жюри отдают предпочтение тому или иному конкурсанту, вспоминая наши совместные с тем или иным конкурсантом репетиции, я понимаю: «Да, решение правильное и верное». Либо, наоборот, не соглашаюсь. Но последнее происходит довольно редко.
Телевизионный формат подразумевает строго отмеренное количество времени для каждого номера. Несмотря на телеформат и запись выступлений, «Синяя Птица» — это конкурс одного дубля, одной попытки. И независимо от того, в какое время суток записывается номер, делается только один дубль. Переписывается номер только в исключительных случаях, когда, например, камера не включилась или микрофон упал и возник брак по звуку. Только в случаях технических неполадок делаются повторные дубли. У нас, если так можно выразиться, почти прямой эфир.
Если ребенок забыл слова или разволновался — никаких скидок и поблажек ему не дают. Причем уровень профессионализма ребенка может быть начальным, но моя задача как дирижера, в том числе и в конкурсе «Синяя Птица», чтобы исполнение солиста затронуло слушателей, вызвало в них сильный душевный и эмоциональный отклик.
Подготовил Александр Скворцов
Фото: пресс-служба театра "Новая Опера"