Сегодня состоялось заседание Совета директоров и художественных руководителей театров и концертных организаций, подведомственных Департаменту культуры города Москвы. В переводе на человеческий - сегодня в Геликон-Опере собрались все. В буквальном смысле все.
Не скажу, что считаю себя человеком робким, скорее наоборот, но такая концентрация "известных и знаменитых" может поколебать даже моё знаменитое самообладание. А когда "известные и знаменитые" не пустышки из великосветских тусовок, а действительно большие матера искусств... Я всё же больше фотограф, чем кто-то ещё и мне привычнее смотреть на окружающий мир с некоторого расстояния, особенно если пользоваться телеобъективом.
А тут... А тут на соседних креслах (в буквальном смысле на соседних) оказываются Юрий Грымов, Александр Калягин, Олег Меньшиков и др., то... То вы сами понимаете. Хочется и фотографиии сделать, и приличия соблюсти, нельзя же лезть обьективом прямо в лицо. И я разрывался между вежливостью и принципами стервятника-репортёра. Вежливость победила. До определённого предела, само собой.
Но к делу.
Современный театр не только храм искусства, а ещё и сложная административная система, которая должны работать как часы. А это значит, что нужны деньги, а так же деньги и ещё раз деньги. А потом ещё. Потому что денег много не бывает.
И можно брать за билеты астрономические суммы, теоретически это окупит всё веселье, но вот много ли даже в не самом бедной Москве людей, способных выложить по десять-пятнадцать тысяч?
А это значит - кто бы что не говорил - надо искать поддержку у государства. Тем более что говорить можно всё что угодно, а вот дело делать надо.
И поэтому Александр Кибовский сначала заговорил о деньгах.
— Обычно вы на сцене, а я в зале. Это для меня более привычная ситуация. Не то что сейчас. Поэтому давайте сразу к делу. Первое и главное. По бюджету у нас вроде все в порядке.
— Ну, все. Можем расходиться, - прокомментировал Александр Ширвинд.
Тридцать миллиардов рублей, вложенных в реконструкцию и ремонт зданий московских театров - это много или мало? Сколько танков можно построить на эти деньги? Сколько крылатых ракет? Или всё же важнее люди, возможность прийти в театр и увидеть захватывающий душу спектакль? Каждый решит сам, но мне культура всё же ближе. Потому что без неё все возможные и невозможные танки всего лишь груда железа.
Но давайте отвлечёмся от танков и я приведу одну очень важную цитату Александра Кибовского.
Как становятся люди руководителями театральных организаций - судьба. Но могу вам сказать, что театров у нас 82, и постепенно возникает вопрос, связанный с тем, что надо назначать их руководителей, не говорю о художественных руководителях. Честно могу признаться, у нас скамейка запасных завершилась.
...
А попытаться сформировать из людей управленческие кадры, которые хотят в этом направлении самореализовываться, это крайне важно. Мы будет такую программу на базе нашего кадрового центра департамента культуры начинать. Если мы не начнем этого сегодня, то через год-два мы окажемся в кадровом тупике.
Какие выводы из этого можно сделать, смотрите сами, но определённые перемены произойдут, и произойдут в ближайшее время. Насколько это будет хорошо или плохо, покажет время, я же предпочитаю надеяться на лучшее. Потому что театр - это прекрасно, театры должны быть, их должно быть много и на любой вкус.