С 15 мая в Москве будет проходить Фестиваль имени М.А.Булгакова, который организовал «Булгаковский дом». В фестивале принимают участие многие московские театры, такие как: Театр им. М.А.Булгакова, Театр на Юго-Западе, Центральный театр Российской Армии, Мастерская Петра Фоменко, Театр Вахтангова, РАМТ, Театр на Таганке, МХАТ им. Горького, Театр Романа Виктюка, Театр «Эрмитаж», Театральный институт им. Б.Щукина, Наш Театральный Проект.
Николай Голубев – директор театра-музея «Булгаковский дом»: «С 15 мая открывается фестиваль имени М.А.Булгакова «Рукописи не горят». Смысл фестиваля в том, чтобы показать, насколько много Булгакова идёт в московских театрах, насколько он важен и нужен. Вторая задача фестиваля показать, насколько многогранен Булгаков и как его можно увидеть совсем с другой стороны. Поэтому этот фестиваль посвящён зрителям. Мы хотим, чтобы зритель познакомился с разными трактовками. Потому что одних «Мастеров и Маргарит» уже около пяти, соответственно в разных вариантах. Есть и другие замечательные произведения, которые поставлены и в современной манере, и в традиционной, и мы хотим, чтобы люди могли сравнить. Мы бы хотели, чтобы зрители обошли как можно больше площадок и составили бы своё собственное представление и увеличили глубину понимания Булгакова с помощью этих замечательных постановок. Мы будем награждать зрителей, которые посетят наибольшее количество площадок и поделятся своими соображениями и отзывами на эту тему, как они поняли, что им понравилось, что нет и как их восприятие расширилось после посещения всей театральной программы. На сайте «Булгаковского дома» и в Фейсбуке мы соберём все отзывы и выберем Лучшего зрителя».
02. Наталья Склярова – исполнительный директор музея-театра «Булгаковский дом» и Николай Голубев
Олег Леушин – художественный руководитель Театра на Юго-Западе: «Перед тем, как прийти в «Булгаковский дом», я прошёлся по Патриаршим. Я приехал в Москву в 1992 году. И первое, куда я пошёл, были Патриаршие пруды. Меня словно потянуло туда. И я как-то не думал, что эта история в моей судьбе будет продолжаться. Потом я попал на съёмки фильма Кары «Мастер и Маргарита», где участвовал в маленьком эпизодике. Который снимали в театре имени Маяковского – сцена в Варьете. В 1993 году у нас в театре затеялся ремонт, и мы через сцену железные листы таскали. А Белякович – наш основатель театра – сидел и как всегда что-то придумывал. И вдруг: «Стоп! А ну-ка остановитесь! Повесьте эти листы». Так родилась идея поставить «Мастера и Маргариту».
Я удивлён, как Беляковичу удалось сохранить практически весь роман. В мае будет ровно 25 лет, как спектакль не сходит с нашей сцены и всегда – при аншлагах. Я начинал в этом спектакле как молодой артист с массовочки. Потом мне доверили роль Коровьева и наступил момент, и уже лет семь происходит это в моей жизни, что играю Воланда. И для меня интересное событие – сыграть Воланда на Патриарших. Спасибо организаторам фестиваля за такую актёрскую возможность: в предлагаемых обстоятельствах, описанных автором, попробовать пожить, попробовать поиграть, что-то прочувствовать, донести до зрителя.
Насколько важны сейчас любовь, насколько важна сейчас вера? Они всегда современны, они всегда животрепещущи, они всегда нас трогают. Великий роман о любви, но для меня как исполнителя роли Воланда, как ни странно, великий роман о прощении. Мой Воланд тоже ищет этого прощения.
Наш спектакль «Мастер и Маргарита» даже в Японии принимали с удовольствием. Парадоксально: другие люди, другая религия, другой менталитет. Но тем не менее играли в Японии, Америке, Германии, Франции, – много-много где этот спектакль поездил. И Булгаков становится понятен».
03. Олег Леушин
Андрей Егоров – актёр Театра Российской Армии: «Булгаков – это подводный неведомый остров. И вообще, Михаил Афанасьевич – это планета огромная, для многих неведомая и непонятная. Для меня же он человек родной и понятный и волей судьбы тот спектакль, который мы сейчас играем в театре, «Мольер. Кабала святош» – это моя вторая встреча с Булгаковым. Моя первая студенческая роль была роль Хлудова в спектакле по пьесе «Бег». Автор непростой, автор очень сложный. Автор, требующий от артиста наличие вертикали, духовной высоты и понимания жизни.
Потому что Булгаков лежит не в плоскости обыденной жизни. Он охватывает и поднебесную высь и погружается туда. Куда не всем дано и, может быть, не всем и надо».
04. Андрей Егоров и Николай Лазарев – актёры Центрального театра Российской Армии
Татьяна Феоктистова – фонд «Линия жизни»: «В этот фестиваль было вложено невероятное количество сил, талантов, мозгов и. главное, сердца. Сюда приходит хороший зритель, потому что люди, которые любят и знают Булгакова и хотят знать о нём больше, они всегда здесь, они всегда сюда приходят. Ну а то, что здесь объединяются такие творческие коллективы, это будет резонансная история, и мы, и наш фонд обязательно это поддержит.
05. Татьяна Феоктистова
4 июня наш благотворительный фонд, который занимается спасением тяжелобольных детей, и творческий коллектив музея театра объединятся в первых спектаклях, которые мы назвали «Серия добрых спектаклей». И часть средств со сборов пойдут на спасение тяжелобольных детей».
Фото: Михаил Брацило/Москультура