"Ну, погоди!" был лучшим советским мультипликационным сериалом. Его любили и взрослые, и дети, а некоторые кадры - например, волк, который на стадионе делает селфи, - надолго опередили свое время. О легендарных мультфильмах писательнице Валерии Вербининой рассказывает сын режиссера Вячеслава Котёночкина, режиссер анимации Алексей Котёночкин.
- Вы в детстве сознавали, что ваши родители - необыкновенные люди? Или
осознание этого пришло позже?
- Необыкновенные? Нет, такого не было. Обычные люди, делали свою работу. Ребёнок воспринимает это как данность – папа строитель, мама врач, например. Ну а у меня папа был мультипликатор, а мама – балерина.
Мне в детстве, благодаря отцу, довелось познакомиться с большим количеством знаменитостей. И все они были для меня обычными людьми. Просто талантливыми.
- Как вы думаете, было ли в советских мультфильмах нечто такое, что отличает их от всех остальных?
- В советское время было создано очень много мультфильмов. И очень разных. Как по стилю, так и по качеству. Свои мультстудии были в практически каждой союзной республике. Главное отличие, я думаю, в том, что у нас выходило довольно мало полнометражных фильмов. И совсем отсутствовали сериалы, тогда как на Западе это были два основных направления.
В Советском Союзе каждый мультфильм можно было считать авторским. На "Союзмультфильме" в год создавалось около тридцати фильмов. Это тридцать съёмочных групп, в каждой режиссёр, художник, ассистенты. Делали долго - на производство десятиминутного фильма уходило девять месяцев. Даже «Ну, погоди!» не является сериалом в современном понимании этого слова. Одна серия в год, а то и в два – сейчас такого не бывает.
- Какими из работ ваш отец больше всего гордился? Он ведь сделал много
мультфильмов...
- Ну, гордился он, скорее всего, «Ну, погоди!» Именно эта работа принесла ему признание, известность. Но так, чтобы вот прямо какой-то любимый фильм – такого не припомню. Каждый фильм, он как ребёнок. И делали-то его, как я выше сказал, девять месяцев.
- Были ли у него какие-то неосуществленные планы, о которых он сожалел?
- Он мечтал сделать полнометражный фильм «Руслан и Людмила». И работы даже были начаты. Студия «Кристмас филмз», совместно с англичанами, в середине 90-х сделала пилотный ролик, но дальше этого дело, по разным причинам, не пошло.
Замечательный художник Геннадий Новожилов сделал много эскизов к этому фильму. Они потом стали иллюстрациями к книге. В интернете выложены их сканы, можно посмотреть.
- В "Ну, погоди!" великолепное музыкальное сопровождение. Ваш отец
интересовался музыкой?
- Отец очень любил музыку, сам был музыкальным, с хорошим слухом. В подростковом возрасте, в артиллерийской спецшколе, играл на трубе в духовом оркестре.
- По мультфильмам вашего отца чувствуется, что он очень любил животных. Это так?
- Животных он просто обожал. Лошадей, кошек, особенно собак. Как-то всё лето подливал воду в старый чайник на балконе. Ворона прилетала пить, и он ею любовался.
- Чему вас научила совместная работа с вашим отцом?
- Наверно тому, что если ты берёшься за какую-то творческую работу, то она должна приносить тебе радость. Тогда всё будет получаться легко, и результат порадует. А если наступают «муки творчества», «не выходит каменный цветок» - значит, это не твоё, и лучше заняться чем-нибудь другим.
- Насколько я знаю, вы написали книгу воспоминаний "Былое и дама", но
ее нигде не найти. Планируете ли вы ее переиздание?
- Ой, ну что вы. Никакую книгу я не писал. Просто однажды друзья уговорили меня собрать все тексты, которые у меня появились в период увлечения Живым Журналом в интернете, и издать их в виде книжки. Тираж был очень маленький, собственно, по друзьям эта книжка и разошлась. Она интересна, в основном, тем людям, которые знают меня лично.