Антон Боев – саксофонист, аранжировщик, композитор, джазмен вместе со своим коллективом «ATAVA band» представит 14 февраля в Культурном центре «Москвич» программу «Romantic Collection». В преддверии концерта Михаил Брацило поговорил с музыкантом о музыке и о джазе
- Добрый день, Антон! Я знаю, что вы начали поздно заниматься музыкой. Как это произошло?
- Да, музыкой я начал заниматься поздно, в 15 лет. Я попал на джазовый фестиваль в Минске, который проводит Белорусский государственный оркестр эстрадно-симфонической музыки. На этом фестивале они играли программу Тэда Джонса «Вишнёвый сок». Когда я это вживую увидел и услышал, то, будучи, под большим впечатлением у меня появилось решение заняться музыкой, хотя я учился в математической школе. В оркестре тогда играл Андрей Матлин. В жизни мы с ним так и не познакомились. Я впервые его увидел тогда на сцене, он играл ещё, кроме этого оркестра, в группе «Яблочный чай». Так получилось, что лет через семь в «Яблочном чае» я его заменил, как саксофонист. И, примерно в это же время, я стал работать в оркестре у Финберга, как руководитель малого состава. С Матлиным мы списались спустя много лет. Я благодарен ему. Он, в какой-то степени, сподвиг меня на это дело.
И в 15 лет, посреди учебного года, я начинаю искать, куда мне можно пойти учиться. Меня взяли в специализированную духовую школу. За два года я её закончил и уже мой путь был ясен – музыкальное училище и Консерватория. учился я как классический музыкант. Честно сказать, обстановка на эстрадном отделении мне не понравилась и я решил, что буду учиться на классическом отделении. Там духовики занимались как оголтелые, такие работяги, такая атмосфера трудовая. Мне это понравилось и я решил пойти туда. В первые годы я в училище занимался минимум по восемь часов в день. Со второго курса я уже пошёл работать. Первое место, это был ресторан. Так смешно сейчас об этом вспоминать, потому что для меня всё это было новое.
Джаз относится к музыке лёгкого жанра, несмотря на то, что она высокоинтеллектуальная и требует многолетнего образования. Как и любому делу ей нельзя научиться до конца. Если ты развиваешься, тогда ты движешься вперёд. Если ты перестаёшь ей заниматься и просто являешься исполнителем,то ты потихонечку начинаешь деградировать. Музыка – это как спорт. Перестал тренироваться, молодые, которые подпирали сзади, уже спереди. Надо всё время быть в форме., надо всё время быть на волне и общаться с молодыми музыкантами. Свежая кровь нужна во всём.
- Почему вы выбрали инструмент EWI?
- Среди известных музыкантов у меня не так много самых любимых. Среди них гитарист Пэт Мэтени. И его гитару безошибочно люди узнают. Он пользуется разными электронными штуками. Которые обрабатывают звук. И звук очень характерный для него, он очень узнаваем. Поскольку саксофон акустический инструмент, мне, в какой-то момент стало не хватать какого-то объёмного сильного звука. И тут оказалось, что существует такой инструмент EWI. им можно пользоваться как контроллером, то есть использовать различные звуки с компьютера, даже с синтезатора, самостоятельно составлять и конструировать какие-то тембра. Среди его звуков есть звук, который похож на Мэтени и я использую его в некоторых программах. Я пишу музыку не то чтобы специально для этого инструмента, просто есть пьесы в которых этот инструмент максимально гармоничен. Не везде EWI хорошо использовать, не везде он хорошо ложиться. И если на площадку мы приезжаем не со своим звукорежиссёром, то мы его не используем потому. Что отстроить его не так легко. Инструмент сенсорный. Нужно максимально хорошо слышать, что ты делаешь на сцене. Если на саксофоне чувствуешь движение клапана, то понимаешь, что ты играешь, даже если не очень хорошо себя слышишь. На EWI ты просто нечаянно задеваешь какую-нибудь точку на инструменте и уже звучит не то звук. А ты этого не слышишь, то есть - это просто мимо. Я стараюсь использовать его на проверенных площадках, со своими звукорежиссёрами.
Многие музыканты называют этот инструмент – электронный саксофон. Это максимально ошибочное мнение. Это отдельный инструмент, на котором нужно заниматься ежедневно. Он требует к себе внимания каждый день.
Все инструменты. Которые у меня есть, это мои инструменты. Можно рассказать историю о каждом инструменте.
- А что это за история с мундштуком к инструменту?
- Лет восемь назад мне приснился сон, можно сказать вещий сон. Мне приснился мундштук на котором я играю. Я видел этот цвет, я видел технические характеристики. я понял, что мне нужен имено такой мундштук. Я проснулся с этой мыслью. Но во сне я не увидел на нём никакой надписи, как он называется, какая компания его производит. И я поехал в музыкальный магазин, у них был большой выбор. Там было несколько больших шкафов с мундштуками. Я начал пробовать. Так продолжалось четыре часа. Но все это было НЕ ТО ,они не внешне не были похожи, не играли, как во сне.Через часа четыре я, потеряв надежду, стал бродить по магазину, рассматривать рассматривать внешние витрины. А там были старые кларнеты, трубы ,всякие старые дудки и музыкальная мелочевка, такой антураж. И среди этого старья и декораций я вдруг вижу мундштук из сна. Я говорю: «Дайте мне это попробовать». продавец говорит: «Не надо. Это просто болванка, которую мастер когда-то точил, не получилось. Все уже на нём перепробовали, он киксует, фальшивит,играть невозможно на нем». _ Я не уступал:«Мне попробовать просто дайте». – «Ну на, попробуй». Я дунул в него буквально несколько секунд, несколько нот.И это было именно то,что надо! Спрашиваю: «Сколько он стоит?» - «Забирай его себе». Так этот мундштук
- Джаз-музыка импровизационная.Что для вас импровизация?
Импровизация это язык сложный и ему надо учиться. И, как в любом языке, в нём есть все языковые законы. Хотя многие молодые музыканты пока играют и учат джазовые секвенции, упражнения и так далее забывают, что они разговаривают на этом языке. И ты когда слушаешь какой-то концерт, ты никогда не поймёшь, кто это играет, потому что это просто набор каких-то секвенций, упражнений, очень технично, виртуозно, но ты не слышишь речи. То есть нет разговора, нет фразы внятной. Просто мощные стремительные потоки нот. Но это мастерство, к которому приходят люди спустя годы.
Есть такой анекдот. За кулисами на джазовом фестивале разыгрываются два трубача. И журналистка бегает, берёт у кого-то интервью и замечает, что в одном углу старый трубач так упорно дует одну нижнюю ноту. Тянет, тянет и тянет. А в другом углу стоит молодой трубач и поливает, как соловей, во всех октавах, тональностях, сверху вниз, снизу вверх. И она подходит к старому трубачу и говорит: «Скажите, вы же вообще-то знаменитый музыкант, вас все знают, вас принято считать «золотой трубой» России, почему вы дуете такую некрасивую нижнюю ноту, одну тянете. Вот молодой музыкант, он так здорово и виртуозно играет». Он отвечает: «Просто я свою ноту уже нашёл, а он ищет».
Если мы говорим о музыкальной речи, то есть замечательный фильм «Около полуночи» о саксофонисте Декстере Гордоне, где он играет сам себя. Там есть сцена, когда он наигрывает балладу, а друг его рядом стоит. Декстер останавливается и говорит: «Ты не помнишь, как дальше слова? Я не могу мелодию вспомнить». То есть он разговаривает, он забыл слова, а как играть дальше, если ты не знаешь слов. Вот это и есть музыкальная речь.
- Вы работали с Михаилом Шуфутинским. Это что, школа, заработок?
Большинство эстрадных звёзд шансона, поп-культуры стараются джазовых музыкантов подбирать в свои составы. Возьмите, хотя бы Стинга. Он же не поёт джаз сегодня, хотя он джазовый вокалист. У него всегда лучшие джазовые музыканты играют. Джазовые музыканты очень пластичны. То есть мы можем играть разную музыку и входить в разные стили. Например 14 февраля в Культурном центре «Москвич» у нас будет концерт «Romantic Collection». На этом концерте я буду играть несколько номеров с классическим струнным квартетом в том числе.
- Какие еще сюрпризы ожидают зрителей 14 февраля на вашем концерте в культурном центре «Москвич»?
- Это вторая программа романтической музыки, которую мы делаем в «Москвиче». Мы не стали повторять её. Она получилась у нас ещё более насыщенная, чем в прошлом году. Это и концерт, и шоу, и перфоманс музыкальный. В программе участвует очень много людей. Я сам занимаюсь постановкой. Идея романтической музыки идёт весь концерт. Будет много известных хитов. В программе будет участвовать бальная пара, чемпионы Европы по бальным танцам. Будет струнный квартет «Musica Atis», будут очень известный виджей Алексей Наймушин (Vj Kirsan), Денис Вертунов – бывший участник группы «Кватро». Будет участвовать в концерте Анжелика Фролова, прекрасная вокалистка, участница проекта «Голос»,обладатель многих серьезных музыкальных наград. В этом концерте она будет петь одну авторскую свою композицию и будет вести весь концерт. Месяца четыре назад у нас в составе появилась вокалистка Вероника Ваиль – основная часть программы будет её. Также будет участвовать вокальное трио «ARRIVA». Это молодые артисты, очень яркие, звёзды современных московских мюзиклов. И в этом концерте, в отличии от других концертов, я буду играть только одну свою пьесу,которой буду открывать концерт. Это очень романтичная пьеса, совсем недавно написал ее.
- Насколько правильно, что классика сейчас часто исполняется в современной обработке?
- Классика, это мощный пласт культуры, который обойти было бы незаслуженно. И в джазе используют классическую музыку. Это ведь красиво. Мы должны помнить о том, что красота должна присутствовать в музыке, мы не должны показывать просто виртуозность или просто свой какой-то музыкальный интеллект или эрудированность. Красота – это номер один в музыке. Если мы просто смотрим на пьесу, как на грамотно составленную гармоничную цепочку, это похоже на роботов. Музыка должна быть красивой, как и всё в жизни.
Мы аккомпанировали Робертино Лоретти. Всё, что он пел пятьдесят лет назад, он прекрасно поёт и сегодня. Он очень волновался. Потому что новые музыканты. А у нас одна репетиция в день концерта. И когда мы уже доигрываем концерт, уже бисовка, люди кричат «Браво, бис!» Он на взводе, оборачивается и кричит : «Антнонио, давай «Воларе». – «Какое «Воларе? Мы ни разу не играли». –«Давай «Воларе, поехали!» Мы даже не знали тональности и никогда не играли её. Просто её слышали. Но сыграли и все были счастливы. Кстати» Воларе» будет у нас в концерте.
- Что для вас музыка?
- На этот вопрос коротко не ответишь. Музыка – это основная часть моей жизни. У меня в жизни есть ещё увлечения. Но музыка – это моя работа, моё хобби, моё то, без чего я не могу жить. Это занимает основную часть моей жизни, и днём и ночью, и во сне и наяву. Я счастлив, что этим занимаюсь.
Михаил Брацило («Москультура»)